Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
О завершении срока действия шанцевской стратегии напомнил Евгений Лазарев, депутат думы Нижнего прошлого созыва, а на сегодня, пожалуй, самый активный политический блогер. Стиль фейсбук-повествования Евгения Ивановича в большинстве случаев требует привыкания, но применительно к нынешней теме сарказм вполне понятен любому:
«Плохая память у народа... Как говорил Остап Ибрагимович, великие вехи забываем. Уже 5 января 2021 года, товарищи. Салаты съедены, похмелились... Пора! Пора подводить итоги реализации Стратегии развития Нижегородской области 2006-2020 Валерия Павлиновича Шанцева!
Да... Славная была охота...»
«Репортёр-НН» тоже умеет смеяться сквозь слезы. Но в данном случае мы постарались исключить стёб как творческий прием, поэтому призвали к серьезности все того же Евгения Лазарева, а также задали несколько вопросов о нюансах стратегического планирования профессору, доктору экономических наук Василию Козлову.
Мечты из 2006-го
Сама по себе Стратегия-2020 – довольно компактный документ на несколько десятков страниц, и большая их часть ничего кроме ностальгии и грустных улыбок сегодня не вызывает. Особенно примечателен раздел «Видение – Нижегородская область в 2020 году», где в настоящем времени рисуется картинка жизни региона в 2020-м. Публикуем несколько выдержек с комментариями.
«Нижегородская область по праву является деловой и политической столицей Поволжья, занимая одну из ведущих позиций по уровню развития среди регионов России. Фокус Правительства области на модернизации существующих и активном строительстве новых предприятий на территории области в стратегически приоритетных секторах экономики обеспечил многократный рост производительности труда в области до 35% от среднего уровня в США».
«ВРП на душу населения составляет около 10 тыс. долл. США, что соответствует уровню Венгрии и Чехии 2004 года».
Реальность: валовый региональный продукт (ВРП) Нижегородской области за эти 14 лет действительно вырос, даже с поправкой на рост курса доллара. В 2006 году он составлял в пересчете на каждого нижегородца примерно $4100 (при курсе доллара в 26 рублей), а в 2019 ВРП на душу населения составил около $6100 (при курсе в 64 рубля за доллар). Скорее всего, в 2020-м этот показатель несколько снизится, если принимать во внимание влияние пандемии: падение промышленного производства и дальнейшее ослабление рубля. В любом случае, до прогнозных $10 000 на человека, мягко говоря, недотянули.
«Реальные располагаемые доходы населения составляют около 20000 рублей в месяц, что соответствует темпам их роста на уровне 8% в год».
Реальность: средняя зарплата в Нижегородской области на момент составления Стратегии сбыла около $180 или 4753 рубля. Судя по приведенной цитате, предполагалось, что она вырастет к 2020 году до $770 – это и есть 20 тысяч рублей по курсу 2006 года. На самом деле средняя рублевая зарплата в Нижегородской области накануне пандемии, в феврале 2020 года, составляла аж 35 600 рублей – не стреляйте в нас, это официальные данные! Но если разделить их на февральский курс доллара, то получится, что средний нижегородец получал в начале 2020 года $550 в месяц. Получается, в этой части цели Стратегии-2020 также не выполнены.
«Являясь лидером в автомобилестроении, область занимает не менее 25% на российском рынке. Несколько ведущих международных автопроизводителей разместили на территории области свои сборочные производства, а за ними последовали десятки производителей автокомпонентов. В результате реструктуризации российские предприятия преобразованы в сборочные производства преимущественно коммерческого транспорта, а также модернизированные производства автокомпонент, которые они с успехом поставляют как локальным потребителям, так и на экспорт».
Реальность: собственных производств иностранных автомобильных компаний на территории региона не появилось. Осуществлялась коммерческая сборка микроавтобусов Mercedes, легковых автомобилей Chevrolet и Skoda на площадях ГАЗа, но сейчас из-за санкций осталась только Skoda. Зато продукция под маркой «ГАЗ» на сегодня – действительно только грузовики и микроавтобусы, как и предполагалось по Стратегии-2020. Правда, мощного прорыва на экспортные рынки пока не получилось. И главное: доля Нижнего Новгорода в российском автопроме только сокращается.
«На территории области сформировался масштабный центр производства и дистрибуции товаров массового спроса (FMCG). Созданные современные логистические центры обеспечивают эффективную транспортировку сырья и готовой продукции».
Василий Козлов, профессор, доктор экономических наук:
– Последние стратегии носят такой… субъективный характер – во всяком случае, с Валерием Павлиновичем это точно было! Тогда главным пунктом стратегии было то, что мы находимся в центре России, у нас логистическое преимущество – такой был крен. И это потребовало изменить транспортные потоки, строились объездные дороги, мосты – всё было связано с этой сверхзадачей. Что-то было сделано, хотя, возможно, не всё.
«Достигнутый уровень развития науки и технологий позволил существенно усилить конкурентные позиции таких секторов экономики как: информационные технологии, радиоэлектроника и приборостроение, оборонный комплекс, авиа- и судостроение, медицинская и фармацевтическая промышленности. При этом в области созданы эффективные механизмы коммерциализации научных исследований, как следствие на базе научно-образовательного комплекса ежегодно создаются десятки новых предприятий с высоким потенциалом роста, привлекательные для венчурных инвесторов».
Реальность: начиная с 2000 года компания Intel постепенно превращала Нижний Новгород в свой главный российский центр. В регионе появились и другие крупные IT-компании. Между тем, идея превращения региона в центр «цифровой индустрии» плавно перекочевала в нынешнюю стратегию развития губернатора Никитина, что лишний раз говорит о том, что пока «Кремниевой долины» из Нижнего не получилось.
«Нижегородская область - одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. В области сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также развитая жилищно-коммунальная инфраструктура».
Реальность: регион постепенно вымирает, ЖКХ и экология оставляют желать много лучшего, образование и медицина – тут, как говорится, лучше вообще без комментариев.
Евгений Лазарев, бизнесмен, депутат думы Нижнего Новгорода прошлого созыва:
– Документ смешной. Зачем он был нужен? – как обычно! При выделении денег из федерального бюджета спрашивали: а есть ли стратегия? В 2004 году был принят федеральный закон «О стратегическом планировании». Тогда это было модным, а с течением времени стало и обязательным.
По-другому и быть не могло?
Василий Козлов, с начала 90-х принимавший участие в составлении шести региональных стратегий, отмечает, что в последнее время эти документы преследуют ситуативные цели и не меняют главного: институтов, общих правил игры. Еще лаконичнее это выразил Евгений Лазарев:
– Какая на хрен стратегия, если всю жизнь затыкаем дыры и живем одним днём?
Кроме того, региональные стратегии, при всем различии российских территорий, лишены хоть какой-то серьезной индивидуальности, говорит Василий Козлов:
– У нас никаких региональных стратегий нет и не будет. Всё это клонирование федеральной вертикали. Я сам был свидетелем, как ждали очередного указа президента и отстраивали региональный документ под этот указ, независимо от каких-то региональных особенностей. Это большая беда. Вертикаль при каких-то своих достоинствах – не буду это обсуждать! – лишила регионы хоть какой-то инициативы – вплоть до коронавируса!
В этом смысле полезно будет привести статистические данные о выполнении – а точнее, невыполнении – федеральной Стратегии-2020. И всё сразу встает на свои места!
Инфографика: "Новая газета"
Конечно, всегда можно оправдать несбывшиеся цели внешними факторами: за последние 15 лет произошло два экономических кризиса, которые спутали многие планы, потом были санкции, а сейчас еще и коронавирус смешал карты. Но зачем в таком случае вообще что-то планировать на долгую перспективу? Не лучше ли отказаться от «стратегий по-российски» как таковых, если намеченные в них цели не выдерживают ударов рынка?
Но это, разумеется, риторические вопросы. Рисовать планы и стратегии – любимое занятие российской власти, как, впрочем, и советской до нее. Потому что наши люди верят обещаниям и не умеют сверяться с первоисточниками. Власти, затевая очередное «стратегическое планирование», действуют по принципу Ходжи Насреддина, который обещает падишаху научить ишака говорить, но прекрасно понимает, что ко «времени Ч» кто-то один точно сдохнет: либо ишак, либо падишах, либо сам Насреддин.
– Эта печальная притча стала нормой поведения, – соглашается профессор Козлов. – Это к вопросу, что важнее – быть или казаться. И ясно, что у нас явно довлеет политика «казаться». То есть очень много имитации.
Александр Пичугин
Помочь сайту