Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Новость о соглашении с ВЭБ.РФ была сухой, как Суперджет 100. Если коротко, то губернатор Глеб Никитин и глава госкорпорации Игорь Шувалов решили подумать о современном рельсовом транспорте в Нижнем Новгороде и его окрестностях. Подумать — и точка, без придаточных предложений. Для СМИ это, конечно, уравнение со всеми неизвестными: что, когда, сколько, где именно?
Глеб Никитин и Игорь Шувалов пишут историю будущего транспорта
- Стороны намерены проводить совместную деятельность по модернизации существующей трамвайной сети и строительству новых трамвайных линий на территории Нижегородской агломерации, обновлению парков автобусов и трамваев с использованием лизингового механизма, - уточнила после подписания соглашения пресс-служба правительства Нижегородской области.
Планируется, что в регионе будет создан офис, где будет вестись проработка различных сценариев реновации транспортных систем Нижнего Новгорода и Дзержинска. После анализа ситуации, поиска оператора или спонсора транспортного прогресса, рассмотрят вопрос софинансирования. В идеале, конечно, требуется волшебник на голубом вертолете, который прилетит в Нижний и оплатит всё это с помощью своей безлимитной карты.
Почему безлимитной — давайте считать. Сейчас на балансе МП «Нижегородэлектротранс» находятся 294 трамвая и 194 троллейбуса. Из них сверхнормативный срок эксплуатации имеют 208 вагонов и 129 «рогатых». В Дзержинском МУП «Экспресс» ситуация еще более плачевная: трамваи там «вырубили» три года назад, а из 63 троллейбусов «немощными» являются 42.
Дзержинский троллейбус рискует отправиться вслед за трамваем
- По предварительным расчетам для обновления парков до 2027 года администрациям необходимо ежегодно приобретать по 15 трамваев и 10 троллейбусов для Нижнего Новгорода и 4 троллейбуса для Дзержинска, - отмечает источник в министерстве транспорта Нижегородской области. - Стоимость одного нового трамвайного вагона составляет примерно 23 миллиона рублей, троллейбуса – 13 миллионов рублей. Таким образом ежегодные расходы на обновление электрического наземного транспорта совокупно составят 527 миллионов рублей.
Есть ли такие деньги у двух муниципалитетов, которые тянут электротранспорт? Конечно же, нет. Городские бюджеты не могут даже рассчитаться за давным-давно потребленную электроэнергию. Например, у «Нижегородэлектротранса» задолженность перед «ТНС энерго НН» скоро перевалит за психологическую отметку в 130 миллионов. Если мэрия не начнет платить по счетам этим летом, то сбытовики снова возьмутся за рубильник, как это было три года назад. Ведь сроки годности есть у любой рассрочки и у любого терпения. К чему эта занимательная математика? К тому, что если в текущих бюджетных реалиях сложно единоразово найти 130 миллионов рублей даже на «защищенные статьи» расходов, то изыскивать каждый год на обновление электротранспорта почти по полмиллиарда рублей — это практически сиквел «Алисы в Стране чудес».
Рубильник снова может сработать
В региональном минтрансе напоминают, что государство предусмотрело специальные механизмы, с помощью которых муниципалитеты (в соавторстве с субъектами) могут приобрести новые трамваи и троллейбусы. Сделать это можно при участии в федеральной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» ( речь идёт о подпрограмме № 1 «Развитие транспортного и специального машиностроения»). Если подать заявку, то реально получить скидку. При покупке трамвая она составит 8 миллионов рублей, троллейбус же может обойтись дешевле на 5 миллионов. Такой расклад позволит значительно минимизировать траты муниципальных бюджетов. И вместо обозначенной суммы в 527 миллионов понадобится «всего» 337 миллионов. Ежегодная экономия — почти 200 млн, что не может не радовать кураторов городской казны. Но эти числа пока фигурируют только на бумаге, так как монетизировать такую возможность, говорят в минтрансе, никто не торопится.
- Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области неоднократно, в том числе в прошлом году, направлялись письма в администрации по указанному вопросу, однако положительного решения по участию в федеральной программе администрациями принято не было по причине отсутствия средств в местном бюджете на указанные цели, - отмечает источник в минтрансе и намекает еще на одно открытое «трамвайное» окно. - В рамках подпрограммы также возможно привлечение другой меры государственной поддержки – субсидирование финансовой аренды ( то есть, лизинга) транспортных средств. Тут скидка составляет порядка 10 %, но не более 650 тысяч рублей на одно транспортное средство.
Наверное, справедливо будет спросить и с самого министерства: раз муниципальные бюджеты слабы, может, тогда региональным властям надо взять «компостер» в свои руки? В прошлом году, оказывается, областные финансисты рассматривали вариант предоставления субсидии из бюджета региона в размере 30%. В пересчете на рубли это чуть более 158 миллионов ежегодно от общей стоимости электротранспорта. С учетом федеральной скидки муниципалам нужно будет добавить уже не полмиллиарда и даже не 337 миллионов, а 210 млн, но и их в городской «кубышке» не нашлось.
- От софинансирования пришлось временно отказаться, а брать на себя все расходы в 100% объеме мы не можем, так как это муниципальное хозяйство, - напомнили в министерстве финансов Нижегородской области. - Региональный бюджет и так несет бремя ответственности, компенсируя МП выпадающие доходы от перевозки льготников. В 2018 году, к примеру, эта сумма составила составила почти 70 миллионов рублей.
Минтранс компенсирует льготный проезд пока на старом транспорте
Собеседник в аппарате заместителя главы администрации Романа Колосова подтвердил, что областное правительство всячески «подмигивало» мэрии, намекая на программы софинансирования, но изыскать деньги на нужды общественного транспорта пока не получается.
- Бюджет был уже сверстан, суммы не маленькие, мы не рискнули дробить статьи социальных расходов, поэтому пока отказались от таких трат. К тому же, цифры, которые приводит минтранс, показались нам крайне завышенными. Ну, например, в своих расчетах они пишут, что новый трамвай стоит 23 миллиона рублей, а новый троллейбус — 13. Но это, мягко говоря, не так. С учетом скидки можно купить новый вагон , например, 71-623, за 19 млн, а новый троллейбус — за 8 млн. Это на 9 миллионов дешевле в целом, чем у них в калькуляции. Поэтому надо всё пересчитывать для общего понимания. А самое главное — понять, чего же мы хотим? Мы кидаемся от одного к другому: то нам нужны трамваи, то автобусы, то электробусы. К Стратегии 2035 обязательно нужна встроенная Тактика, - подчеркнул собеседник «Репортёра-НН» в городской администрации.
К тому же, между городом и областью есть еще одна болевая точка — концессия. И правительство, и мэрия не против захода крупного инвестора, который вложится в эту отрасль и в дальнейшем будет управлять «автобусно-трамвайно-троллейбусной» системой. Вот только на каких условиях? Существующие кандидаты в концессионеры рассматривают лишь развитие автобусного и трамвайного движения, а троллейбусы предлагают списать в утиль. Именно этот сценарий, вероятно, и смущает городскую администрацию.
Кстати, о самих концессионерах. На сегодня есть две компании, которые могут включиться в нижегородскую и дзержинскую электротранспортную сеть лет эдак на 30: это ООО «Региональная транспортная концессионная компания» и ОАО «Центральная пассажирская пригородная компания». Есть, конечно, и другие игроки.
Варианты по инвестконтракту самые разные. Например, рассматривается возможность вложения в нижегородскую транспортную систему до 15 миллиардов рублей, закупка 70 единиц подвижного состава, ремонт и строительство 80 объектов инфраструктуры.
Нижегородская агломерация обопрётся на трамвайный скелет
Вы, наверное, спросите: куда столько много? А ничего и не много, так как в Стратегии развития Нижегородской области предусмотрено строительство аж трех линий междугороднего (!) трамвая, которые свяжут Нижний Новгород с Дзержинском, Кстовом и даже с Богородском. Эдакая ВСМ-2 регионального значения, скелет будущей агломерации.
В качестве финансовых партнеров рассматриваются АО «Газпромбанк, ПАО «Сбербанк» и ПАО «ВТБ». Среди технологических контрагентов — АО «Трансмашхолдинг» и АО «Уралвагонзавод». Собрать всех за одним столом под портретом Гаранта сможет тот самый ВЭБ.РФ в строгом лице Игоря Шувалова.
- Этот подход сейчас государством масштабируется, подобная работа ведется и в других регионах, - резюмирует генеральный директор ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» Андрей Шестопалов. - Отрадно, что нижегородский губернатор стал одним из первых в этом направлении. Если власти области и города активно включатся в эту работу, то уже через 2-3 года нижегородцы смогли бы увидеть хорошую историю.
Опять это неопределенное слово «если» и многообещающая частица «бы». Может, отменить на региональном уровне сослагательное наклонение и обязать нижегородских чиновников использовать изъявительные и повелительные формы глаголов? Хотя бы в общественном транспорте. Вдруг, сдвинемся с места и наберем-таки скорость?
Павел Суздальцев
Помочь сайту