01 декабря 2022, 17:22 Четверг
Нижний Новгород, +29
Последнее интервью
«Я и так практически смертник!» История одной повестки «Я и так практически смертник!» История одной повестки
18:31, 28 сентября 2022

Аналитика

Нижегородский транспорт сослагательно наклонили

22:50, 11 июня 2019

Прогремев медными трубами, Петербургский экономический форум растворился в дымке аналитики, прогнозов и новых обещаний. А это значит, время провести ревизию проектов, которые в ближайшее время станут приоритетными. Или не станут — это ведь  тоже  очень важно: сопоставить слово и дело, ожидания и результат. «Репортёр-НН» начинает разбирать нижегородский кейс Глеба Никитина, с которым он вернулся из Северной столицы. В особой папочке — планы по развитию общественного транспорта. По тарифам он недалеко уехал от прогрессивной Москвы, а по качеству перевозок отстал от дальнего Подмосковья. Но всё изменится в лучшую сторону, если бы за дело взялась госкорпорация ВЭБ.РФ, оценившая бедственное положение нижегородских автобусов и трамваев.  Ключевое слово тут вовсе не «госкорпорация», а «если».

По теме

Новость о соглашении с ВЭБ.РФ была сухой, как Суперджет 100. Если коротко, то губернатор Глеб Никитин и глава госкорпорации Игорь Шувалов решили подумать о современном рельсовом транспорте в Нижнем Новгороде и его окрестностях. Подумать — и точка, без придаточных предложений. Для СМИ это, конечно, уравнение со всеми неизвестными: что, когда, сколько, где именно?      
   

Глеб Никитин и Игорь Шувалов пишут историю будущего транспорта                                       

- Стороны намерены проводить совместную деятельность по модернизации существующей трамвайной сети и строительству новых трамвайных линий на территории Нижегородской агломерации, обновлению парков автобусов и трамваев с использованием лизингового механизма, - уточнила после подписания соглашения пресс-служба правительства Нижегородской области. 

Планируется, что в регионе будет создан офис, где будет вестись проработка различных сценариев реновации транспортных систем Нижнего Новгорода и Дзержинска. После анализа ситуации, поиска оператора или спонсора транспортного прогресса, рассмотрят вопрос софинансирования. В идеале, конечно, требуется волшебник на голубом вертолете, который прилетит в Нижний и оплатит всё это с помощью своей безлимитной карты.

Почему безлимитной — давайте считать. Сейчас на балансе МП «Нижегородэлектротранс» находятся 294 трамвая и 194 троллейбуса. Из них сверхнормативный срок эксплуатации имеют 208 вагонов и 129 «рогатых». В Дзержинском МУП «Экспресс» ситуация еще более плачевная: трамваи там «вырубили» три года назад, а из 63 троллейбусов «немощными» являются 42.    


Дзержинский троллейбус рискует отправиться вслед за трамваем                         

- По предварительным расчетам для обновления парков до 2027 года администрациям необходимо ежегодно приобретать по 15 трамваев и 10 троллейбусов для Нижнего Новгорода и 4 троллейбуса для Дзержинска, - отмечает источник в министерстве транспорта Нижегородской области. - Стоимость одного нового трамвайного вагона составляет примерно 23 миллиона рублей, троллейбуса – 13 миллионов рублей. Таким образом ежегодные расходы на обновление электрического наземного транспорта совокупно составят 527 миллионов рублей.                  

 Есть ли такие деньги у двух муниципалитетов, которые тянут электротранспорт? Конечно же, нет. Городские бюджеты не могут даже рассчитаться за давным-давно потребленную электроэнергию. Например, у «Нижегородэлектротранса» задолженность перед «ТНС энерго НН» скоро перевалит за психологическую отметку в 130 миллионов. Если мэрия не начнет платить по счетам этим летом, то сбытовики снова возьмутся за рубильник, как это было три года назад. Ведь сроки годности есть у любой рассрочки и у любого терпения. К чему эта занимательная математика? К тому, что если в текущих бюджетных реалиях сложно единоразово найти 130 миллионов рублей даже на «защищенные статьи» расходов, то изыскивать каждый год на обновление электротранспорта почти по полмиллиарда рублей — это практически сиквел «Алисы в Стране чудес».


Рубильник снова может сработать

В региональном минтрансе напоминают, что государство предусмотрело специальные механизмы, с помощью которых муниципалитеты (в соавторстве с субъектами) могут приобрести новые трамваи и троллейбусы. Сделать это можно при участии в федеральной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» ( речь идёт о подпрограмме № 1 «Развитие транспортного и специального машиностроения»). Если подать заявку, то реально получить скидку. При покупке трамвая она составит 8 миллионов рублей, троллейбус же может обойтись дешевле на 5 миллионов. Такой расклад позволит значительно минимизировать траты муниципальных бюджетов. И вместо  обозначенной суммы в 527 миллионов понадобится «всего» 337 миллионов. Ежегодная экономия — почти 200 млн, что не может не радовать кураторов городской казны. Но эти числа пока фигурируют только  на бумаге, так как монетизировать такую возможность, говорят в минтрансе, никто не торопится.      

- Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области неоднократно, в том числе в прошлом году, направлялись письма в администрации по указанному вопросу, однако положительного решения по участию в федеральной программе администрациями принято не было по причине отсутствия средств в местном бюджете на указанные цели, - отмечает источник в минтрансе и намекает еще на одно открытое «трамвайное» окно. - В рамках подпрограммы также возможно привлечение другой меры государственной поддержки – субсидирование финансовой аренды ( то есть, лизинга) транспортных средств. Тут скидка составляет порядка 10 %, но не более 650 тысяч рублей на одно транспортное средство.  

Наверное, справедливо будет спросить и с самого министерства: раз муниципальные бюджеты слабы, может, тогда региональным властям надо взять «компостер» в свои руки? В прошлом году, оказывается, областные финансисты рассматривали вариант предоставления субсидии из бюджета региона в размере 30%. В пересчете на рубли это чуть более 158 миллионов ежегодно от общей стоимости электротранспорта. С учетом федеральной скидки муниципалам нужно будет добавить уже не полмиллиарда и даже не 337 миллионов, а 210 млн, но и их в городской «кубышке» не нашлось.     

- От софинансирования пришлось временно отказаться, а брать на себя все расходы в 100% объеме мы не можем, так как это муниципальное хозяйство, - напомнили в министерстве финансов Нижегородской области. - Региональный бюджет и так несет бремя ответственности, компенсируя МП выпадающие доходы от перевозки льготников. В 2018 году, к примеру, эта сумма составила составила почти 70 миллионов рублей.                                                


Минтранс компенсирует льготный проезд пока на старом транспорте

Собеседник в аппарате заместителя главы администрации Романа Колосова подтвердил, что областное правительство всячески «подмигивало» мэрии, намекая на программы софинансирования, но изыскать деньги на нужды общественного транспорта пока не получается.    

- Бюджет был уже сверстан, суммы не маленькие, мы не рискнули дробить статьи социальных расходов, поэтому пока отказались от таких трат. К тому же, цифры, которые приводит минтранс, показались нам крайне завышенными. Ну, например, в своих расчетах они пишут, что новый трамвай стоит 23 миллиона рублей, а новый троллейбус — 13. Но это, мягко говоря, не так. С учетом скидки можно купить новый вагон , например, 71-623, за 19 млн, а новый троллейбус  — за 8 млн. Это на 9 миллионов дешевле в целом, чем у них в калькуляции. Поэтому надо всё пересчитывать для общего понимания. А самое главное — понять, чего же мы хотим? Мы кидаемся от одного к другому: то нам нужны трамваи, то автобусы, то электробусы. К Стратегии 2035 обязательно нужна встроенная Тактика, - подчеркнул собеседник «Репортёра-НН» в городской администрации.                     

К тому же, между городом и областью есть еще одна болевая точка — концессия. И правительство, и мэрия не против захода крупного инвестора, который вложится в эту отрасль и в дальнейшем будет управлять «автобусно-трамвайно-троллейбусной» системой. Вот только на каких условиях? Существующие кандидаты в концессионеры рассматривают лишь развитие автобусного и трамвайного движения, а троллейбусы предлагают списать в утиль. Именно этот сценарий, вероятно,  и смущает городскую администрацию.

Кстати, о самих концессионерах. На сегодня есть две компании, которые могут включиться в нижегородскую и дзержинскую электротранспортную сеть лет эдак на 30: это ООО «Региональная транспортная концессионная компания» и ОАО «Центральная пассажирская пригородная компания». Есть, конечно, и другие игроки.

Варианты по инвестконтракту самые разные. Например, рассматривается возможность вложения в нижегородскую транспортную систему до 15 миллиардов рублей, закупка 70 единиц подвижного состава, ремонт и строительство 80 объектов инфраструктуры.


Нижегородская агломерация обопрётся на трамвайный скелет

Вы, наверное, спросите: куда столько много? А ничего и не много, так как в Стратегии развития Нижегородской области предусмотрено строительство аж трех линий междугороднего (!) трамвая, которые свяжут Нижний Новгород с Дзержинском, Кстовом и даже с Богородском. Эдакая ВСМ-2 регионального значения, скелет будущей агломерации.
В качестве финансовых партнеров рассматриваются АО «Газпромбанк, ПАО «Сбербанк» и ПАО «ВТБ». Среди технологических контрагентов — АО «Трансмашхолдинг» и АО «Уралвагонзавод». Собрать всех за одним столом под портретом Гаранта сможет тот самый ВЭБ.РФ в строгом лице Игоря Шувалова.

- Этот подход сейчас государством масштабируется, подобная работа ведется и в других регионах, - резюмирует генеральный директор ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» Андрей Шестопалов. - Отрадно, что нижегородский губернатор стал одним из первых в этом направлении. Если власти области и города активно включатся в эту работу, то уже через 2-3 года нижегородцы смогли бы увидеть хорошую историю.

Опять это  неопределенное  слово «если» и многообещающая частица «бы». Может, отменить на региональном уровне сослагательное наклонение и обязать нижегородских чиновников использовать изъявительные и повелительные формы глаголов? Хотя бы в общественном транспорте. Вдруг, сдвинемся с места и наберем-таки скорость?

Павел Суздальцев

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Бывшую главу выксунского водоканала оштрафовали за сокрытие 3 млн рублей от налоговой
Чтец, 20:18, 25 октября 2022
Ммммдааа..насели на девушку из -за каких то жалких 3 миллиона рублей,даже не долларов..Нет чтоб...
Проклятие парка, или Почему «швейцарская» история еще только начинается
MAD FLOORY, 12:05, 24 октября 2022
Мда, клёво всех молодых пацанов на деньги кинули. Отработал там два месяца, долг всё ещё висит в...
200 часов исправительных работ получил блогер за клевету на Никиту Михалкова
alexautonn, 08:40, 20 октября 2022
Судя по Вашей грамотности Мы знаем с кем имеем дело))
Студента ННГУ месяц принудительно держали в психбольнице за антивоенные взгляды
admin, 20:43, 14 октября 2022
Уважаемый Робин, спасибо за ваше мнение, только лучше было бы его высказать под своим настоящим...
Студента ННГУ месяц принудительно держали в психбольнице за антивоенные взгляды
Robin, 16:48, 13 октября 2022
Я , как учащийся с Алексеем Корелиным в одном университете, могу сказать, что этот молодой человек...
200 часов исправительных работ получил блогер за клевету на Никиту Михалкова
Дмитрий CH, 12:14, 07 октября 2022
..жаль что Вы комментарии не показываете, былобы очень приятно видеть сколько людей высказуют этому...
toup