Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Что такое перечень и реестр озелененных территорий?
Существует специальный список всех парков, скверов, бульваров, всех озелененных территорий Нижнего Новгорода. Территории, входящие в этот список, обладают особым статусом - они регулируются специальным законодательством, на их территории запрещены определенные виды деятельности, а главное, ИХ НЕЛЬЗЯ ЗАСТРАИВАТЬ.
Этот специальный список и есть ПЕРЕЧЕНЬ озелененных территорий.
Перечень Нижнего Новгорода ведет орган местного самоуправления, то есть городская Дума. Любые изменения в городском перечне - включения, исключения, корректировка границ парков и скверов - по закону должны публично рассматриваться на заседаниях экологической комиссии и далее обсуждаться на заседаниях городской Думы.
Итак, дорогой читатель, это был ПЕРЕЧЕНЬ озелененных территорий Нижнего Новгорода, теперь мы переходим к РЕЕСТРУ.
Защитой прав граждан на благоприятную окружающую среду (в том числе доступность парков и скверов) занимается не городская Дума, и даже не мэрия, а в первую очередь министерство экологии Нижегородской области.
Но! Как министерству экологии понять, какая озелененная территория считается парком, сквером, а какая - бесхозным пустырем, который можно застроить? Правильно, сотрудники министерства по закону берут городской ПЕРЕЧЕНЬ, копируют и смотрят, что да как. И так каждый город в Нижегородской области предоставляет свой список озелененных территорий, на основании которых формируется единый “областной РЕЕСТР озелененных территорий”.
В итоге в Нижнем Новгороде по закону(!) как бы формируются два списка озелененных территорий
- первичный городской ПЕРЕЧЕНЬ, утверждаемым городской Думой Нижнего Новгорода,
- и вторичный областной РЕЕСТР, который формируется на основе городского и ведется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области.
Еще раз! Первичный - городской, вторичный - областной. Это черным по белому написано в статьей 11 регионального закона “Об охране озелененных территорий Нижегородской области” № 110, что областной реестр ведется “на основе данных предоставленных органами местного самоуправления”. Т.е. не само областное министерство экологии решает, какую территорию исключить, а следует предложениям городских властей.
Но теперь данный порядок ведения городского ПЕРЕЧНЯ озелененных территорий предлагают изменить.
Какие изменения планируются?
Сейчас в городском перечне существуют две причины для исключения озелененных территорий:
- полное уничтожение озелененной территории общего пользования в результате аварийных и иных чрезвычайных ситуаций;
- изъятие земельного участка для муниципальных нужд в случаях, установленных статьей 49 Земельного кодекса РФ.
Предлагается дополнить основания для исключения парков и скверов из ГОРОДСКОГО документа их исключением из ОБЛАСТНОГО реестра озелененных территорий.
Вы всё правильно прочитали - предлагается на основании изменений вторичного документа (областного реестра) менять основной (городской перечень).
Обоснования вносимых изменений, отраженные в пояснительной записке, противоречат областному закону.
В тексте пояснительной записки указано, что статьей 11 регионального закона “Об охране озелененных территорий Нижегородской области” № 110 данные учета озелененных территорий общего пользования (ОТОП) сводятся в реестр, который ведет уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области.
Вот и все обоснования.
Любой житель может увидеть текст записки, выложенный на сайте городской Думы в разделе проектов решений перед принятием на заседании Думы.
Между тем, если еще раз посмотреть на саму норму областного закона №110, то в статье 11 черным по белому написано, что областной реестр ведется “на основе данных, предоставленных органами местного самоуправления”. Не само областное министерство экологии решает какую территорию включить или исключить, а по предложению городских властей.
Более того, порядок ведения областного реестра определяется соответствующим нормативным документом - Постановлением Правительства Нижегородской области №358 от 26.08.2008г.
В Постановлении указано, что “данные реестра обновляются ежегодно на основании информации органов местного самоуправления, предоставляемой по запросу уполномоченного органа”. В нем прописаны основания для включения озелененных территорий в реестр, но при этом там даже не упоминается возможность исключения территории, потому что исключает территории ТОЛЬКО орган местного самоуправления.
Этой нормой областное минэкологии успешно пользовалось все 10 лет существования городского перечня, ежегодно обновляя данные областного реестра на основе изменений городского перечня. То есть как только какую-либо озелененную территорию исключали из городского перечня, то эти данные направлялись в министерство экологии для отражения в областном реестре, поскольку по закону именно данные органа местного самоуправления служат основой по внесению изменений в областной документ.
Но никак не наоборот.
Почему это важно?
Нам предлагается странное и необоснованное решение, из которого следует, что исключенная из реестра самим министерством экологии территория (не на основании информации городской власти) автоматически будет исключена из городского перечня. Что противоречит двум региональным документам: областному экологическому закону 110-З и постановлению правительства о порядке ведения областного реестра.
Но если изменения в городском перечне мы еще хоть как-то можем отследить, (поскольку включения, исключения, корректировка границ парков и скверов по закону должны публично рассматриваться на заседаниях экологической комиссии и обсуждается на заседаниях городской Думы), то изменения в областном реестре (причины включения и исключения территорий) абсолютно НЕПУБЛИЧНЫ.
Список зеленых зон просто обновляется на сайте минэкологии, где мы видим лишь текущее состояние данных областного реестра, но не видим истории изменений и причин принятия решений об исключении озелененных территорий из реестра. В то время как исключение из списка территорий городского перечня четко регламентировано, “должно содержать обоснование таких изменений в виде графических и текстовых материалов”, и должно публично обсуждаться депутатами городской Думы.
Резюмируем: мы против того, чтобы депутаты принимали это решение, поскольку оно противоречит региональному законодательству, нарушает права граждан на достоверную информацию и грозит нам всем внезапным исчезновением каких-нибудь скверов.
"42 - я имею право!" - проект экологического центра "Дронт", посвященный защите экологических прав граждан.
#Репортер42
Фотографии - экоцентр “Дронт”