Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Сложно представить более разноплановых победителей прошлогоднего «Высоцкий.Феста», чем экспериментальный психоделично-бардовский дуэт Mezozoy и ориентированный на YouTube поп-фанковый «Линкор». И тем не менее, их объединяет как минимум два обстоятельства. Первое – обе группы не считают себя «своими в доску» в царстве русского рока на «Нашествии», но приглашение всё же приняли.
– Наша музыка – не формат фестиваля, играем фанк и поп-андеграунд. Но настроены «отжечь» как следует и раскачать толпу. У нас новый состав из лучших музыкантов Нижнего. Будут песни, которые играли в финале конкурса "Высоцкий.Фест" и кое-что новое, – рассказала «Репортёру-НН» вокалистка «Линкора» Галина Лямина.
"Линкор" в финале "Высоцкий.Феста"
А вот Mezozoy в полном соответствии со своей непредсказуемой жизненной философией может до «Нашествия» и не доехать...
– Устали от череды предыдущих фестивалей, схватили насморк и боимся расхвораться, ибо там обещают дожди, а это при таком количестве людей неизбежная слякоть... – объясняет свои сомнения вокалист и автор песен коллектива Александр Мочалов.
Дуэт Mezozoy покорил публику на многих фестивалях, включая Грушинский
Но есть и еще одна общая черта у двух коллективов: оба больше не считают себя нижегородскими. На странице «Линкора» «ВКонтакте» указано, что их город – Москва, а проект Mezozoy в перерывах между фестивалями предпочитает обитать в Суздале. И это тенденция. Как только у местных музыкантов появляются перспективы, они покидают Нижний Новгород.
– Я не в курсе, что «линкоры» переехали в Москву, но если так – то значит, делают попытку найти себя там, и это хорошо, – говорит писатель и музыкант, лидер группы «Хроноп» Вадим Демидов. – В Нижнем-то особо ловить нечего. Тут для выступлений все еще нужны «кавера» (версии чужих песен – прим. РНН)... На память приходит появление экстраординарного «Иллинойза», который очень быстро стал группой важной и смыслообразующей, о них стала писать столичная пресса, и очень доброжелательно, два их альбома вышли на самых лучших лейблах страны. Но Нижний Новгород никогда не умел таких по достоинству оценивать. На пике их славы в [клуб] «Джем-Престиж» набивалось больше ста человек, а потом уже приходили жалкие крохи. И – закономерный распад. Вообще, группа с интересным нестандартным материалом здесь живет не больше пяти лет.
Но и музыканты более традиционных стилей не находят себе применения в Нижнем. Вот еще один пример: блюзовый исполнитель Евгений Лепихин давно перебрался в Москву, а на днях выступил на престижнейшем джазовом фестивале в швейцарском Монтрё. Для всех поклонников жанра это своего рода вершина творчества – но знает ли об этом успехе Евгения родная Нижегородская область?
Евгений Лепихин на MJF
«Я долго вынашивал эту идею, морально готовился, переживал и т.д. И, наконец, в этом году моя мечта действительно сбылась! Я поехал в Швейцарию и выступил на своем первом Montreux Jazz Festival в качестве приглашенного гостя на Jam sessions в зале Le Couple, – пишет Лепихин в фейсбуке. – Эмоции поглотили, когда меня представили, я сел за рояль и понял, что не знаю, что играть. Мозг кипел, температура поднялась, стало слегка потряхивать. Потом как-то за несколько секунд мозг включился, и я начал играть блюз. Музыканты отлично поддержали, и, на мой взгляд, все прошло относительно неплохо, за исключением того, что я переволновался. По окончании произведения, после аплодисментов я встал из-за рояля, поклонился, сошел со сцены и всплакнул от счастья. Это было очень круто, «Сбылась мечта идиота», – подумал я и снова всплакнул».
Пожалуй, ни в одном крупном городе России поговорка «нет пророка в родном Отечестве» не воспринимается так буквально, как в Нижнем Новгороде. И это тот самый случай, когда не получится привычно искать виноватых среди чиновников.
– Конечно, поддержка властными структурами стоящих нижегородских артистов важна, потому что Нижний Новгород довольно сложен для продвижения творческих проектов, – говорит музыкальный промоутер и PR-специалист Олег Шакирский. – Но я думаю, что главная беда для творческих людей в Нижнем Новгороде в другом. Главное, чего не хватает нижегородским музыкантам, артистам, художникам – веры в них нижегородской публики. Нижегородская публика жаждет «звезд»! Я не знаю, с чем это связано. Скорее всего, это какой-то комплекс неполноценности, что ли, и он не позволяет большинству людей предположить: «В моем городе есть что-то крутое!» – пока это не подтверждается эфирами на радиостанциях, саундтреками к фильмам и прочими параметрами. Что с этим делать, я не знаю. Должно быть и терпение, и подвижничество организаторов, и поддержка властных структур. Но в первую очередь должна произойти смена сознания. Мы не верим в себя – соответственно, не верим в людей, которые занимаются здесь творчеством.
Может, потому и едут на «Нашествие» неформатные нижегородские музыканты, чтобы добавить ту самую престижную «строчку в резюме», которая так нравится нижегородской публике? Да и смена творческой прописки – тоже во многом жест отчаяния. Все музыканты, о которых рассказано в этом тексте, пытались десятилетиями реализоваться в Нижнем, пока не поняли, что здесь больше любят артистов из серии «мы к вам заехали на час».
Даже "Линкор" - уже далеко не новички в музыке
Во многих странах культурная жизнь децентрализована – в большей или меньшей степени. Даже в России есть вполне самодостаточные творческие центры на серьезном удалении от двух столиц. Возможно, в этих расстояниях и есть их преимущество. Мы же в ожидании заезжих звезд остаемся гораздо более провинциальным городом – в каких-то четырех сотнях километров от Москвы! И вдвойне печально оттого, что это наш собственный выбор.
Александр Пичугин