27 ноября 2022, 21:01 Воскресенье
Нижний Новгород, +29
Последнее интервью
«Я и так практически смертник!» История одной повестки «Я и так практически смертник!» История одной повестки
18:31, 28 сентября 2022

Аналитика

Как убить дорожную отрасль. Советы от правительства Нижегородской области

23:14, 30 ноября 2020

Каких-то десять дней назад все нижегородские информагентства сообщили, что регион наградили за успешное исполнение нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». По словам губернатора Глеба Никитина, этого результата помогла добиться «слаженная командная работа». Казалось бы, при такой-то оценке федерального центра нужно всеми силами сохранять набранные темпы и помнить поговорку про коней и переправу. Но на практике, когда замаячила перспектива получить по нацпроекту сразу 15 миллиардов в 2021 – 2022 годах, дорожно-транспортный блок областного правительства полностью изменил правила распределения этих денег. Теперь контракты заключаются сразу на два года по итогам конкурсов, а не аукционов, а высокая начальная цена лотов фактически отсекает малый и средний бизнес от шансов на победу. Проблема в том, что практически вся дорожная отрасль региона – именно малые и средние предприятия. По сути, условия конкурсов составлены так, чтобы победу одержали крупные компании из Москвы и Петербурга. Нижегородские дорожники говорят, что новые правила полностью похоронят отрасль и задаются одним-единственным вопросом. В переводе на цензурный русский он звучит так: «Зачем это делать?»  

По теме

Правительство области будет стремиться распределить контракты уже в декабре, чтобы сразу авансировать победителей. Но сначала придется ответить перед антимонопольщиками. Сегодня Федеральная антимонопольная служба России должна была рассмотреть четыре жалобы на наиболее крупные закупки (каждая под миллиард рублей) в рамках распределения контрактов на дорожный ремонт в Нижегородской области. Но жалобы направлены на все 23 закупки, поэтому основная часть спущена в областное управление ФАС. Кроме того, туда же сегодня поступила и жалоба от региональной Ассоциации подрядных дорожных организаций (АСПОР-НН). Ее руководитель Петр Герасименко не сдерживает эмоций. По его словам, уроженцы Санкт-Петербурга, пришедшие в правительство Нижегородской области, забыли о главном – о людях:

– Приехал [из Санкт-Петербурга замгубернатора] Морозов, приехал [министр] Саватеев. [Начальник ГУАД] Самухин приехал, приехал начальник планового отдела. И это те люди, которые в комиссии по распределению конкурсов. И они же, эти люди, осуществляют приемку выполненных работ. Три в одном! И они говорят: «А мы хотим так!» И они принимают решение, лишая меня как дорожника заработка, лишая меня работы. Вариантов сколько у меня? – два: или мучиться и неизвестно чем заниматься – или брать веревку и идти в лес.

В Главном управлении автомобильных дорог (ГУАД) Нижегородской области заверяют, что действуют исключительно в рамках рекомендаций Федерального дорожного агентства и минтранса России. И даже графа «опыт подрядчика», требующая предоставить «портфолио» строго за 4 последних года, якобы взята не с потолка – это общий срок действия нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Правда, так получается, что ограничение опыта исполнения контрактов именно четырьмя годами удачно отсекает от конкурсов единственного крупного подрядчика из Нижнего – компанию «Жилстрой-НН». Она однажды уже подложила свинью «питерским», отобрав подряд на строительство ольгинской развязки – больше таких сюрпризов от нее не хотят.

Из официального ответа ГУАД Нижегородской области:

«Извещение и документация по открытому конкурсу в электронной форме соответствует всем нормам действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Позвольте, но как же требование 30-й статьи именно этого, 44-го закона, где четко сказано: 15% от всего денежного объема контрактов должно уходить малому и среднему бизнесу! В нашем же случае лоты настолько укрупнены (кстати, в нарушение рекомендаций ФАС), что нижегородским компаниям в принципе ничего не светит. Руководитель одной из таких компаний (просил не называть его имени) в разговоре с «Репортёром-НН» был предельно откровенен, описывая будущее своего бизнеса ёмким словом из четырех букв. Но самое главное – объемов выделяемых субсидий на ремонт дорог вполне хватило бы на всех, считает наш собеседник:

– Я 500 [миллионов] уже не возьму – 200, 300 могу взять. Но если дают 900 на район – ну оставьте вы местным хотя бы часть.  В крайнем случае, хотя бы пропишите в условиях контрактов процент субподряда, который нужно отдать местным организациям. Субподряд – это единственное, что нам остается. И хорошо, если победитель конкурса будет приличным и даст этот субподряд – а если приедет со всем своим? Включая сборный асфальтовый завод – они себе могут это позволить!

Среди тех компаний, которым может быть выгодна новая схема распределения дорожных подрядов, называется питерская «Орион-плюс», подрядчик строительства развязки и дороги «Неклюдово – Золотово» в Борском округе. Впрочем, на месте «Ориона» может быть любая крупная компания из любой из двух столиц. Суть от этого не меняется.

– Не понимаю, что им мешало разбить лоты на 10, 20, 30 миллионов? Для равного доступа к торгам всех субъектов этой отрасли, в том числе малого и среднего бизнеса, – говорит юрист, эксперт в сфере госзакупок Александр Кулаков. – Жестко и цинично расправились со всеми нижегородскими подрядчиками!


Человек, похожий на замгубернатора Сергея Морозова, что-то обсуждает с человеком, похожим на исполнительного директора СК «Орион-плюс» Григория Терентьева. 4 ноября 2020, Нижний Новгород, ул. Нестерова

При этом официальный ответ Главного управления дорог – просто образец чиновничьей изворотливости.

Из официального ответа ГУАД:

«Требования к опыту установлены на уровне 20% от стоимости лота, что позволяет принять участие в закупке практически всем генподрядным организациям, выполняющим работы по ремонту автомобильных дорог за последние четыре года».

В этих строчках упущено главное: «принять участие в закупке» и «победить в закупке» – далеко не одно и то же! В итоге комиссия отберет именно ту компанию, у которой в последние четыре года был наиболее крупный исполненный контракт.

– Понятно, что в законодательстве есть прореха, и они это дело нашли. Но! Это же не ООО Морозова или губернатора, понимаете? Это же строительство – а у него прежде всего социальная направленность: реализация национальных проектов, поддержка малого бизнеса, – говорит гендиректор АСПОР-НН Петр Герасименко.

Похоже, отныне во всех публичных заявлениях о поддержке малого и среднего бизнеса губернатор и министры должны будут делать одну важную оговорку:

«Правда, сферы дорожного строительства это не касается!»

Суммируем. Нынешний «дорожно-ремонтный кейс» областного правительства – отличный набор лайфхаков для всех, кому позарез нужно убить целую отрасль. Итак, записываем по пунктам:

  1. Договориться с крупными дорожными компаниями о лоббировании их интересов (это "базовая предустановка");
  2. Задрать начальную цену закупок на недосягаемую для большинства высоту;
  3. Ограничить опыт выполнения крупных контрактов таким сроком, который не позволит заявиться местным серьезным игрокам;
  4. Застолбить места в конкурсной комиссии только за "надежными людьми";
  5. "Порешать вопросики" с местными антимонопольщиками;

И – бинго! – цель достигнута: после подведения итогов конкурсов местные компании останутся без подрядов на два года, что равносильно закрытию бизнеса.

– Если те, кто это сделал, уйдут через два года или раньше, здесь на месте целой отрасли останется пустота, – говорит анонимный руководитель дорожной компании. – Кому всё это расхлебывать?

Кстати, пятый пункт нашей «пошаговой инструкции» неслучаен: областное Управление ФАС должно уже завтра рассмотреть оставшиеся жалобы на условия конкурсов, но пока не торопится публиковать полный список. Эксперт Александр Кулаков подозревает, что у местных антимонопольщиков есть желание рассмотреть жалобы по-тихому, без ажиотажа.

– Вот какой расклад, – констатирует Кулаков. – Всего было 23 жалобы направлено в ФАС в Москву. Четыре жалобы осталось у них на рассмотрении. Остальные 19 жалоб были направлены 26 ноября в УФАС Нижегородской области. Из них они зарегистрировали и опубликовали на сайте только 7 жалоб, остальные 12 жалоб они не опубликовали и не приняли к рассмотрению почему-то... «Засолили», наверное! Хотя по закону публикация должна быть в течение двух рабочих дней. Всё это очень плохо пахнет и позволяет предположить, что руководитель местного УФАС зависим от правительства региона.

В качестве резюме – эмоциональный спич от Петра Герасименко, дорожника с почти полувековым стажем:

– Мы, дорожники, не имеем права ни бастовать, ни перекрывать дороги – мы работаем круглые сутки, все 24 часа! У нас – содержание автомобильных дорог: любой кирпич, любая ямка, которая образовалась – мы за них несем ответственность, потому что это может привести к ДТП по нашей вине. Поэтому я просто не понимаю – за что и почему?! Понимаете, мы убиваем в людях веру! Раньше верили в светлое будущее – сейчас просто вера в человека, в ближнего. Это же правительство, не просто там кто-то! Пра-ви-тель-ство! Конечно, обидно. И жалко людей! Те 35 тысяч людей, которые привязаны к дорожной отрасли, у которых дети, семьи – они просто не поймут! Это цинизм! Я даже не знаю, с чем это сравнить. Ради денег идти на такое? Куда, куда [им] эти деньги? Они уже не понимают ни смысла в них, ничего. Это зависимость, как наркотики. Это болезнь! Эти люди больны – просто больны! Их нельзя и близко подпускать к власти!  Вот мое отношение.


Александр Пичугин

 
Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Бывшую главу выксунского водоканала оштрафовали за сокрытие 3 млн рублей от налоговой
Чтец, 20:18, 25 октября 2022
Ммммдааа..насели на девушку из -за каких то жалких 3 миллиона рублей,даже не долларов..Нет чтоб...
Проклятие парка, или Почему «швейцарская» история еще только начинается
MAD FLOORY, 12:05, 24 октября 2022
Мда, клёво всех молодых пацанов на деньги кинули. Отработал там два месяца, долг всё ещё висит в...
200 часов исправительных работ получил блогер за клевету на Никиту Михалкова
alexautonn, 08:40, 20 октября 2022
Судя по Вашей грамотности Мы знаем с кем имеем дело))
Студента ННГУ месяц принудительно держали в психбольнице за антивоенные взгляды
admin, 20:43, 14 октября 2022
Уважаемый Робин, спасибо за ваше мнение, только лучше было бы его высказать под своим настоящим...
Студента ННГУ месяц принудительно держали в психбольнице за антивоенные взгляды
Robin, 16:48, 13 октября 2022
Я , как учащийся с Алексеем Корелиным в одном университете, могу сказать, что этот молодой человек...
200 часов исправительных работ получил блогер за клевету на Никиту Михалкова
Дмитрий CH, 12:14, 07 октября 2022
..жаль что Вы комментарии не показываете, былобы очень приятно видеть сколько людей высказуют этому...
toup