16 октября 2021, 14:17 Суббота
Нижний Новгород, +10

Аналитика

Как убить дорожную отрасль. Советы от правительства Нижегородской области

23:14, 30 ноября 2020

Каких-то десять дней назад все нижегородские информагентства сообщили, что регион наградили за успешное исполнение нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». По словам губернатора Глеба Никитина, этого результата помогла добиться «слаженная командная работа». Казалось бы, при такой-то оценке федерального центра нужно всеми силами сохранять набранные темпы и помнить поговорку про коней и переправу. Но на практике, когда замаячила перспектива получить по нацпроекту сразу 15 миллиардов в 2021 – 2022 годах, дорожно-транспортный блок областного правительства полностью изменил правила распределения этих денег. Теперь контракты заключаются сразу на два года по итогам конкурсов, а не аукционов, а высокая начальная цена лотов фактически отсекает малый и средний бизнес от шансов на победу. Проблема в том, что практически вся дорожная отрасль региона – именно малые и средние предприятия. По сути, условия конкурсов составлены так, чтобы победу одержали крупные компании из Москвы и Петербурга. Нижегородские дорожники говорят, что новые правила полностью похоронят отрасль и задаются одним-единственным вопросом. В переводе на цензурный русский он звучит так: «Зачем это делать?»  

По теме

Правительство области будет стремиться распределить контракты уже в декабре, чтобы сразу авансировать победителей. Но сначала придется ответить перед антимонопольщиками. Сегодня Федеральная антимонопольная служба России должна была рассмотреть четыре жалобы на наиболее крупные закупки (каждая под миллиард рублей) в рамках распределения контрактов на дорожный ремонт в Нижегородской области. Но жалобы направлены на все 23 закупки, поэтому основная часть спущена в областное управление ФАС. Кроме того, туда же сегодня поступила и жалоба от региональной Ассоциации подрядных дорожных организаций (АСПОР-НН). Ее руководитель Петр Герасименко не сдерживает эмоций. По его словам, уроженцы Санкт-Петербурга, пришедшие в правительство Нижегородской области, забыли о главном – о людях:

– Приехал [из Санкт-Петербурга замгубернатора] Морозов, приехал [министр] Саватеев. [Начальник ГУАД] Самухин приехал, приехал начальник планового отдела. И это те люди, которые в комиссии по распределению конкурсов. И они же, эти люди, осуществляют приемку выполненных работ. Три в одном! И они говорят: «А мы хотим так!» И они принимают решение, лишая меня как дорожника заработка, лишая меня работы. Вариантов сколько у меня? – два: или мучиться и неизвестно чем заниматься – или брать веревку и идти в лес.

В Главном управлении автомобильных дорог (ГУАД) Нижегородской области заверяют, что действуют исключительно в рамках рекомендаций Федерального дорожного агентства и минтранса России. И даже графа «опыт подрядчика», требующая предоставить «портфолио» строго за 4 последних года, якобы взята не с потолка – это общий срок действия нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Правда, так получается, что ограничение опыта исполнения контрактов именно четырьмя годами удачно отсекает от конкурсов единственного крупного подрядчика из Нижнего – компанию «Жилстрой-НН». Она однажды уже подложила свинью «питерским», отобрав подряд на строительство ольгинской развязки – больше таких сюрпризов от нее не хотят.

Из официального ответа ГУАД Нижегородской области:

«Извещение и документация по открытому конкурсу в электронной форме соответствует всем нормам действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Позвольте, но как же требование 30-й статьи именно этого, 44-го закона, где четко сказано: 15% от всего денежного объема контрактов должно уходить малому и среднему бизнесу! В нашем же случае лоты настолько укрупнены (кстати, в нарушение рекомендаций ФАС), что нижегородским компаниям в принципе ничего не светит. Руководитель одной из таких компаний (просил не называть его имени) в разговоре с «Репортёром-НН» был предельно откровенен, описывая будущее своего бизнеса ёмким словом из четырех букв. Но самое главное – объемов выделяемых субсидий на ремонт дорог вполне хватило бы на всех, считает наш собеседник:

– Я 500 [миллионов] уже не возьму – 200, 300 могу взять. Но если дают 900 на район – ну оставьте вы местным хотя бы часть.  В крайнем случае, хотя бы пропишите в условиях контрактов процент субподряда, который нужно отдать местным организациям. Субподряд – это единственное, что нам остается. И хорошо, если победитель конкурса будет приличным и даст этот субподряд – а если приедет со всем своим? Включая сборный асфальтовый завод – они себе могут это позволить!

Среди тех компаний, которым может быть выгодна новая схема распределения дорожных подрядов, называется питерская «Орион-плюс», подрядчик строительства развязки и дороги «Неклюдово – Золотово» в Борском округе. Впрочем, на месте «Ориона» может быть любая крупная компания из любой из двух столиц. Суть от этого не меняется.

– Не понимаю, что им мешало разбить лоты на 10, 20, 30 миллионов? Для равного доступа к торгам всех субъектов этой отрасли, в том числе малого и среднего бизнеса, – говорит юрист, эксперт в сфере госзакупок Александр Кулаков. – Жестко и цинично расправились со всеми нижегородскими подрядчиками!


Человек, похожий на замгубернатора Сергея Морозова, что-то обсуждает с человеком, похожим на исполнительного директора СК «Орион-плюс» Григория Терентьева. 4 ноября 2020, Нижний Новгород, ул. Нестерова

При этом официальный ответ Главного управления дорог – просто образец чиновничьей изворотливости.

Из официального ответа ГУАД:

«Требования к опыту установлены на уровне 20% от стоимости лота, что позволяет принять участие в закупке практически всем генподрядным организациям, выполняющим работы по ремонту автомобильных дорог за последние четыре года».

В этих строчках упущено главное: «принять участие в закупке» и «победить в закупке» – далеко не одно и то же! В итоге комиссия отберет именно ту компанию, у которой в последние четыре года был наиболее крупный исполненный контракт.

– Понятно, что в законодательстве есть прореха, и они это дело нашли. Но! Это же не ООО Морозова или губернатора, понимаете? Это же строительство – а у него прежде всего социальная направленность: реализация национальных проектов, поддержка малого бизнеса, – говорит гендиректор АСПОР-НН Петр Герасименко.

Похоже, отныне во всех публичных заявлениях о поддержке малого и среднего бизнеса губернатор и министры должны будут делать одну важную оговорку:

«Правда, сферы дорожного строительства это не касается!»

Суммируем. Нынешний «дорожно-ремонтный кейс» областного правительства – отличный набор лайфхаков для всех, кому позарез нужно убить целую отрасль. Итак, записываем по пунктам:

  1. Договориться с крупными дорожными компаниями о лоббировании их интересов (это "базовая предустановка");
  2. Задрать начальную цену закупок на недосягаемую для большинства высоту;
  3. Ограничить опыт выполнения крупных контрактов таким сроком, который не позволит заявиться местным серьезным игрокам;
  4. Застолбить места в конкурсной комиссии только за "надежными людьми";
  5. "Порешать вопросики" с местными антимонопольщиками;

И – бинго! – цель достигнута: после подведения итогов конкурсов местные компании останутся без подрядов на два года, что равносильно закрытию бизнеса.

– Если те, кто это сделал, уйдут через два года или раньше, здесь на месте целой отрасли останется пустота, – говорит анонимный руководитель дорожной компании. – Кому всё это расхлебывать?

Кстати, пятый пункт нашей «пошаговой инструкции» неслучаен: областное Управление ФАС должно уже завтра рассмотреть оставшиеся жалобы на условия конкурсов, но пока не торопится публиковать полный список. Эксперт Александр Кулаков подозревает, что у местных антимонопольщиков есть желание рассмотреть жалобы по-тихому, без ажиотажа.

– Вот какой расклад, – констатирует Кулаков. – Всего было 23 жалобы направлено в ФАС в Москву. Четыре жалобы осталось у них на рассмотрении. Остальные 19 жалоб были направлены 26 ноября в УФАС Нижегородской области. Из них они зарегистрировали и опубликовали на сайте только 7 жалоб, остальные 12 жалоб они не опубликовали и не приняли к рассмотрению почему-то... «Засолили», наверное! Хотя по закону публикация должна быть в течение двух рабочих дней. Всё это очень плохо пахнет и позволяет предположить, что руководитель местного УФАС зависим от правительства региона.

В качестве резюме – эмоциональный спич от Петра Герасименко, дорожника с почти полувековым стажем:

– Мы, дорожники, не имеем права ни бастовать, ни перекрывать дороги – мы работаем круглые сутки, все 24 часа! У нас – содержание автомобильных дорог: любой кирпич, любая ямка, которая образовалась – мы за них несем ответственность, потому что это может привести к ДТП по нашей вине. Поэтому я просто не понимаю – за что и почему?! Понимаете, мы убиваем в людях веру! Раньше верили в светлое будущее – сейчас просто вера в человека, в ближнего. Это же правительство, не просто там кто-то! Пра-ви-тель-ство! Конечно, обидно. И жалко людей! Те 35 тысяч людей, которые привязаны к дорожной отрасли, у которых дети, семьи – они просто не поймут! Это цинизм! Я даже не знаю, с чем это сравнить. Ради денег идти на такое? Куда, куда [им] эти деньги? Они уже не понимают ни смысла в них, ничего. Это зависимость, как наркотики. Это болезнь! Эти люди больны – просто больны! Их нельзя и близко подпускать к власти!  Вот мое отношение.


Александр Пичугин

 
Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Алексей Фоменко: в преддверии открытия парка "Швейцария"
admin, 00:01, 14 октября 2021
Уважаемая Вера! Это - материал из раздела блогов, содержащий личное мнение автора. Я как редактор...
Вопрос о принудительном лечении Алексея Поднебесного будет решаться в суде
Ekaterina, 20:09, 12 октября 2021
Вот пусть там и «даёт очко на секс» по первому требованию .
Алексей Фоменко: в преддверии открытия парка "Швейцария"
VERA PROSVIRNINA, 12:17, 12 октября 2021
Уважаемая редакция сайта. Вы правда считаете для себя нормальным публиковать материалы, которые...
Следствие по делу бывших руководителей транспортной полиции затягивается
Николай, 07:55, 25 сентября 2021
Знаю полковника Епишина А. В. как добросовестного руководителя. Алексей Валерьевич очен сильный...
Грустный праздник: дольщики ЖК "Новинки Smart City" отметили "День негорода"
ALEX, 13:16, 13 сентября 2021
Спасибо, что написали про нас. Единственное, что хочется уточнить- цифра в 30 дольщиков- неверная...
toup