Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
«Образование в ННГУ – замечательное, университет – один из лучших в стране». Это то, что любой абитуриент встречает практически на каждой странице официального сайта вуза. Здесь же – слова о ценном бренде ННГУ, что, видимо, должно подразумевать престижность полученного в госуниверситете образования.
Но диплом престижного вуза должен если не гарантировать, то, по крайней мере, твердо обещать работу по полученной специальности – выпускники Оксфорда, Кембриджа, Гарварда, Йеля, Массачусетского технологического или Сорбонны подтвердят! В нашем случае, конечно, всё не так.
Работа мечты и работа в реальности
«Будущие физики», «будущие учителя», «будущие юристы» – так в советские годы было принято называть студентов разных факультетов. Тогда существовала система распределения, и первая работа строго по специальности считалась нормой. Сегодня для того, чтобы получить ту «работу мечты», ради которой абитуриент и получает высшее образование, должны сложиться воедино множество факторов. Выпускницу биофака (сегодня это ИББМ - Институт биологии и биомедицины) Юлию Давыдову всегда привлекала работа эксперта в правоохранительных органах. В итоге мечта сбылась, но «ННГУ скорее мешал, чем помогал», признается Юлия:
– Перспективы трудоустройства? – да нулевые почти! Либо идешь на практику и остаешься на ней работать – но это, как правило, разные НИИ, где платят копейки. Либо сам бегаешь и ищешь. Но у нас так мало обучают практике, что с нами не хотят связываться без опыта работы. А еще, если повезет, можно найти препода со связями, который тебя пристроит.
Связи – именно за это благодарна вузу Инна Семенова, выпускница Института экономики и предпринимательства ННГУ (бывшего НКИ). Сегодня она работает в сфере PR и дизайна, но считает старт своей карьеры исключением из правил.
– Если ты умеешь пользоваться связями, тебе можно на что-то рассчитывать, – говорит Инна. – Если тебе кажется, что ты имеешь право на «место под солнцем» только потому, что хорошо учишься, то напрасно. Сейчас многие мои друзья спрашивают, куда им устроиться – и спрашивают у меня! Институт в этом никак не поможет.
Заметим, что найти официальные данные о количестве выпускников ННГУ, работающих по специальности, в открытом доступе почти нереально. Наверное, это можно сделать, направив журналистский запрос, но мы сознательно ставим себя на место абитуриентов, которым еще только предстоит сделать выбор. Но вот, например, данные об отношении студентов факультета социальных наук к будущему трудоустройству (таблица из статьи Е.А.Шинкаренко). Опрос выявляет, мягко говоря, нерадужную картину.
Впрочем, студенты технических направлений уверены, что у них с профильным трудоустройством дело обстоит лучше.
– Я – именно «будущий физик», - говорит студент физфака Роман Новиков, – Мне кажется, «технари» изначально лучше представляют, зачем идут учиться. У гуманитариев с этим больше проблем. Хотя и для нас всё может измениться за несколько лет, я ничего не исключаю.
Анастасия Мартова закончила биофак и сразу устроилась в ГИТО по специальности. Но и ей кажется, что нынешним выпускникам лучше не питать иллюзий.
– Перспективы после биофака сомнительные... Практически сразу нужно переквалифицироваться во врача клинической лабораторной диагностики, чтоб работать хоть где-то по специальности, – предупреждает Анастасия.
Единственный наш респондент, твердо заявивший, что найдет работу по специальности – бакалавр ИМОМИ Мария Софьина. Она намерена продолжить обучение в аспирантуре, а затем преподавать историю непосредственно в университете.
– Я уже работала на практике в учебном учреждении, куда меня взяли без проблем, – рассказывает Мария. – Изменить мои планы может только оценка собственных способностей – смогу ли я серьезно заниматься наукой. Ну, и ситуация с зарплатами плачевная, и это иногда заставляет подумать о другой дороге. Жить как-то надо…
«Репортёр-НН» вполне сознательно не опрашивал студентов, которым диплом нужен только «для галочки». Но даже самые активные и работоспособные признают: престиж обучения в ННГУ практически никогда не конвертируется в достойную работу. В чем же причина?
«Подкованные теоретики»
Всё очень просто: руководство Университета Лобачевского в своих заявлениях и программных документах декларирует переход на современные методы обучения, но на практике «процесс передачи знаний» - во многом всё ещё советский. Об этом говорят все наши респонденты – без исключения.
– Как по мне, слишком много теории и мало практики. Если хорошо учить, то выходишь очень подкованным теоретиком, причём знания от истоков науки до наших дней. А вот приложения практического нет, – признается биолог Анастасия Мартова, и дальше просто перечисляет: – Слабая база практики, плохое оснащение лабораторий, допотопные рутинные методики. Вместо дозаторов пользуемся старыми пипетками. Приборы старые, что-то сломано. Элементарно не хватает пробирок, а адреналин для эксперимента мы в свое время вообще покупали сами в аптеке!
– Очень много ненужных предметов, по которым дают много часов, и по окончанию – экзамен, к которому надо готовиться так же, как к профильным, – подтверждает коллега Анастасии, выпускница 2015 года Юлия Давыдова. – Именно на нашем факультете (ИББМ) наглядные материалы на лекциях – это, как правило, рваные доисторические плакаты, компьютеры редко задействуют, а если и задействуют, то там текст сплошной и картинки с английскими подписями. Темы диплома выбирают за тебя преподы – то, чем сами занимаются. Сколько мы предлагали разных интересных исследований! – нам не разрешили, сказали заниматься тем, что есть.
Инна Семенова еще застала объединение НКИ с Университетом Лобачевского и признается, что прежняя методика преподавания ей нравилась больше.
– У нас была, например, система удобного онлайн-общения между преподавателями и студентами, где можно было пройти тесты, посмотреть лекции. Но после объединения с Лобачевским это ушло, - вспоминает Инна. – Мне казалось, что преподаватели НКИ были более нацеленными на то, чтобы что-то дать студенту. В «Лобаче», как в любой крупной организации – «большая мясорубка», всё хаотично. У меня, например, где-то на кафедре затерялась работа, которую я долго писала – но преподаватель просто поставил мне «пять», сказал, «я вам верю!»
Даже самые востребованные выпускники вуза – например, в сфере IT – выходят «полуфабрикатами». Об этом недвусмысленно говорит, например, операционный директор Intel в России Дарья Кирьянова:
– Если говорить о подготовке специалистов, которые необходимы именно нам – здесь, в Нижнем Новгороде, лидирующее положение пока занимает ННГУ. Тем не менее, безусловно, мы «дорабатываем» выпускников вузов – для того, чтобы адаптировать их под нужды компании, уходит в среднем шесть месяцев, – отмечает Дарья.
Фото Михаила Солунина/РБК
Это интервью Дарьи Кирьяновой даже перепечатано на сайте ННГУ – видимо, в качестве примера достойного уровня обучения. Но если вдуматься: лучшим (!) профильным выпускникам вуза после пяти лет (!!) обучения требуется еще полгода «доработки» для выполнения своих функциональных обязанностей на базовой, стартовой (!!!) должности… А если еще знать, с какой интонацией представитель руководства Intel в России произносила эту фразу (есть радиоверсия интервью)… Поистине, Университет Лобачевского хватается за любой PR-повод, даже когда гордиться особо нечем!
Меры приняты?
Понимают ли в руководстве ННГУ глубину проблемы? Если смотреть формально – да! В начале 2015 года в Университете Лобачевского появился Центр карьеры, который призван помочь выпускникам вуза трудоустроиться.
– Мы сегодня знаем, что главный критерий оценки деятельности вуза – это трудоустройство, – довольно самокритично заявляет проректор ННГУ по взаимодействию с работодателями и выпускниками Татьяна Беспалова. – Мы должны удовлетворять запросы и задания государства, мы должны удовлетворять запросы самого выпускника, его родителей, его семьи.
Вот ссылка на сайт Центра. Здесь среди традиционного набора лозунгов, бодрых «историй успеха» и отчетов – не так много по-настоящему полезной информации. Сообщается, что студентов учат правильно «подавать себя», сводят с работодателями, которым нужны молодые специалисты. Но вы не найдете здесь честной констатации проблемы: диплом специалиста ННГУ – это еще не работа по специальности. Здесь нет данных о том, как меняется доля выпускников, нашедших профильную работу. Это «фальшфасад», имитация решения проблемы, а по сути – еще один инструмент продвижения пресловутого «бренда вуза», говорит один из преподавателей ННГУ, «засветившийся» в прошлой публикации о зарплатах сотрудников Университета.
– Университет постоянно вкладывается в поддержание престижа бренда вместо того, чтобы бросить все силы на техническое перевооружение, на изменение самой методики преподавания, на ее адаптацию к реальным нуждам выпускников, – говорит собеседник «Репортёра-НН». – Но на этом «мыльном пузыре» далеко не уедешь, и если ничего не менять, реальная ценность диплома ННГУ упадет. Сайт вуза, если честно, похож на базарную вывеску – сплошные восторги и превосходные степени, лишь бы продать свой товар! Конечно, пиар нужен, но качественное образование всегда скажет о вузе больше.
От редакции
Любителям конспирологии не стоит искать в наших попытках рассказать о реальных проблемах ННГУ чей-то «заказ». Мы просто даем возможность читателям увидеть ситуацию со всех сторон. Официальные рапорты об успехах не в силах скрыть очевидного факта: среди тех, кто тем или иным образом связан с ННГУ, очень много недовольных нынешним положением дел. Относительно довольными, смеем предположить, можно считать разве что членов ректората. К слову, после нашей публикации об их доходах данные о средних зарплатах «генералитета» исчезли со страниц такого оптимистичного сайта ННГУ. То есть эта таблица на сайте по-прежнему есть, но найти ее без прямой ссылки уже нельзя.
Помочь сайту