13 декабря 2018, 20:19 Четверг
Нижний Новгород, -6
Последнее интервью
Асхат Каюмов: «Вся нижегородская программа охраны... Асхат Каюмов: «Вся нижегородская программа охраны...
22:29, 07 декабря 2018

Интервью

Елена Кузнецова: Муниципальные перевозчики смогли увеличить выручку на 5-15%

22:25, 26 сентября 2018

Записать интервью с новым руководителем департамента транспорта «Репортёр—НН» хотел давно. Но как-то всё не получалось, да и уверенности не было, что очередной глава пассажирского ведомства долго продержится в своём кресле. Предшественники Елены Кузнецовой там особо не засиживались, и это факт.  Однако первая дама у руля дептранса сумела доказать, что чувствует вверенную ей дорогу и умеет делать обгон, не нарушая правил движения. 

О разбитой колее пассажирского сообщения и увеличении скорости  развития отрасли  – в беседе с директором департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Еленой Кузнецовой.

По теме

- Елена Алексеевна, перед тем, как задать свои вопросы, хочу поздравить вас с официальным назначением на должность главы дептранса. Хотя, кто знает, может впору соболезнования выражать? Всё-таки эти полгода в статусе «и.о» были для вас непростыми.

- Спасибо! Непростыми, это вы правильно заметили. Но соболезнования выражать пока рано (улыбается – примечание «Репортера-НН»). Мы еще поборемся за наш общественный транспорт, тем более, что у нас уже есть положительные результаты. Сложно было потому, что мы прошли по тяжелому, но необходимому пути – согласовывать свои действия с жителями города. Менять маршрутную сеть и не учитывать мнения пассажиров – это странно, согласитесь? Вот мы и решили провести серию общественных обсуждений по этому вопросу. Не скрою, это даже морально тяжело. Порой люди были агрессивны, приходилось успокаивать зал, отвечать за управленческие решения предыдущих руководителей. Но без этого никак, это моя  работа, это требования сегодняшнего дня – ориентироваться на мнения горожан.

-  А как на них ориентироваться, если они все разные? Вот, к примеру, я считаю, что автобусный маршрут №3 должен следовать через улицу Просвещенскую, а кто-то другой требует вернуть его на улицу Рябцева. Как сделать так, чтобы мы оба остались довольны?

- Наша задача состоит в том, чтобы услышать пассажира, который испытывает проблемы с общественным транспортом, понять, почему такое происходит, исправить это наконец, а не запускать  от подъезда до подъезда новые автобусы. Потому что желание жителей ездить без пересадок -  просто нереализуемо. Такого нет нигде в мире, так как это ведет к коллапсу на дорогах. Хочу напомнить, что существуют нормы организации маршрутов, правила – где можно и нельзя делать остановку. Просьбы жителей мы в первую очередь  накладываем на эти  требования, которые написаны не просто так. Они  обеспечивают комфорт и безопасность пассажиров. Но если есть возможность охватить  улицы, где общественный транспорт проехать может, если мы видим, что можно развести похожие маршруты, то мы, конечно, идём навстречу жителям.

- Транспортная реформа в Нижнем Новгороде идёт уже третий год: идёт и никак не дойдёт до своего завершения. Почему так долго, где мы сейчас находимся и долго ли ещё до финиша?

- Реформа, которая идет сейчас, отличается от той, которая проводилась ранее. Во главу угла теперь поставлена задача по выводу муниципальных предприятий на безубыточный уровень. Соответственно, есть  мероприятия,  которые позволяют нам улучшить финансовое состояние наших МП. Одно из таких  - ликвидация дублирующих маршрутов, о чём я сейчас только что сказала. Вы видите,  что городская сеть  маршрутов сейчас переполнена, в то же время имеются проблемы с пассажирским сообщением. То есть система разбалансирована, раз при таком обилии частного транспорта КПД  оставляет желать лучшего.  И это сказывается не только на пассажирах, но и на состоянии муниципальных перевозчиков. Они не могут собирать ту выручку, на которую могли бы рассчитывать. Поэтому приходится какие-то маршруты менять, от каких-то совсем отказываться. Этим мы разгружаем улицы и попутно даем МП шанс занять то место, которое они потеряли. После обновления подвижного состава мы сможем снять значительную часть жалоб на некачественное обслуживание пассажиров.

- Это всё звучит очень здорово, если бы не одно НО. Вот уже много-много лет наши МП катятся по наклонной. Это не мои слова, это оценка ваших коллег. Муниципальные перевозчики хронически переживают кризис  - при любом руководителе и  при любой экономической ситуации. На последнем заседании думской комиссии по транспорту, к примеру, депутаты снова сетовали, что кругом долги. У «Нижегородпассажиравтотранса» они уже больше миллиарда. В чём причина такого беспросветного состояния? Как в таком коматозе можно строить грандиозные планы?

- Отчасти  согласна с вами. Но сначала о причинах давайте поговорим. Тяжелая ситуация связана с огромным багажом накопленных проблем. Их копили, но не решали. Теперь о том, что делается сейчас. Начну с «Нижегородэлекротранса», где значительно улучшилась финансовая ситуация. Предприятие  в 2 раза сократило убытки и теперь не имеет текущие задолженности по налогам. Скажу больше: по финансовому плану, который  был составлен в прошлом году, убытки НЭТ планировались на уровне 850 миллионов рублей. По итогам работы за I полугодие 2018 года, когда мы актуализировали финансовый план,  этот показатель может составить  350 миллионов. То есть мы, ориентировочно, на полмиллиарда сократим убытки  трамвайно-троллейбусного предприятия. К тому же, у муниципальных перевозчиков за последние два месяца заметно выросла выручка -  на 5-15%.

Возможно, это связано с тем, что люди поверили нам, что мы бьёмся за эти предприятия.

- Почему же тогда  долги у «Нижегородпассажиравтотранса» становятся больше?

- Могу сказать, что сейчас с налоговыми органами достигнута договоренность, при которой мы получили рассрочку на три года. Теперь мы равными  ежемесячными платежами  гасим эти долги, при этом стараемся не копить новые. Но все равно этот груз давит, чего говорить! Я ежедневно занимаюсь текущими проблемами НПАТ: смотрю причины схода автобусов с линии, запрашиваю статистику принятых и уволенных водителей. Хочу поделиться, что за последние 2 недели мы переломили тенденцию, и у нас пошло увеличение водителей: людей приходит уже больше, чем уходит.

- Это хороший знак, как и в случае с выручкой. Осталось увеличить выпуск автобусов, которых пока недостаточно…

- Да, коэффициент выпуска у нас всего 60%. Много автобусов простаивает на ремонте, у нас ведь долгое время не приобретались запчасти. Плюс простаивает та техника, на которую не хватает водителей. Они приходят, их становится больше, но пока этого, надо признать, недостаточно. Сейчас мы смогли поднять выпуск до 350 единиц, а в начале текущего года он едва доходил до 300. В ближайших планах  -  довести эту величину до 438 автобусов.

-Кстати, спасибо вам за автобусный маршрут № 15 – я на нем езжу ежедневно, расплачиваясь за поездку транспортной картой.  Удобно! Автобус +метро, максимум 50 минут. Какая это редкость в Нижнем Новгороде – запускать новые муниципальные маршруты автобуса!

- Вы правы! Последний раз в Нижнем это было 11 лет назад. Я рассчитываю, что с закупкой нового подвижного состава мы эту практику продолжим. Например, вернем маршруты №№ 20 и 80. В ближайшем будущем автобусов станет на 100 единиц больше, троллейбусов – на 30 машин, трамваев – на 10 вагонов.  Надеюсь, региональное правительство нас поддержит в этом.

- На общественных слушаниях нижегородцы жаловались на отвратительную работу общественного транспорта после 8 вечера. Если на муниципальные предприятия вы имеете прямое влияние, то как собираетесь решать эту проблему с частными перевозчиками? В договорах с ними прописано это обязательство: работать с утра до ночи, а не только в часы пик?

- Такого пункта там  нет, да и конкурсы все уже проведены, новых пока не будет. Кроме того, с вступлением в силу федерального закона № 220 договор как таковой заменен формой свидетельства. Я думаю, нам хватит ресурсов правовой базы, чтобы в рамках действующего законодательства решить вопрос с нерадивыми перевозчиками. Сейчас городской департамент транспорта разрабатывает порядок, где как раз прописаны нарушения, по которым мы можем отозвать свидетельство. Как только он пройдет необходимые согласования, мы его отправим на подпись  и начнем работать над улучшением качества предоставляемых услуг.  Это касается и работы общественного транспорта в вечернее время. Ну ненормально же: на часах 7 вечера, еще даже час пик не закончился, а транспорта мало или вообще нет!  Я уже дала задание Центрально-диспетчерской службе (ЦДС) разработать единое расписание. Она же и будет потом контролировать его выполнение. Если перевозчик покажет неспособность выполнять заявленный график – будем применять меры.

- Время пряников закончилось, пора браться за кнут, это правильно. Семь лет частников уговаривали подключиться к АСКОП. И ещё бы столько же  уговаривали, если бы не закон, по которому наличие валидаторов признано обязательным с 1 января 2019 года.  Вот вы переживаете за муниципальных перевозчиков, а как думаете, потеряют ли они  доход из-за повсеместного внедрения АСКОП? Ведь МП лишаются своего конкурентного преимущества – возить с бесплатными пересадками.

- Трудно сказать однозначно. Конечно, возможен небольшой отток в пользу частных перевозчиков, и то не факт. У нас ведь значительное число частников к АСКОП уже подключилось, мы посмотрели статистику и не увидели каких-либо потерь. Возможно, так будет и после 2019 года. А вообще нижегородцы всё чаще стали выбирать общественный транспорт – не только муниципальный, но и частный. То есть пассажиров стало заметно больше – это тоже большой плюс. Потому что с проездным билетом, допустим, на 60 минут доехать стало проще. И многие свои авто теперь  оставляют у дома.

- Сплошные бонусы. Больше общественного транспорта – меньше авто на дорогах. Меньше авто на дорогах – меньше пробок. Меньше пробок - …

- …чище воздух. Это только кажется, что  общественный транспорт  -  лишь  пассажирские перевозки. А это целая система, которая влияет буквально на всё: от комфорта и до здоровья горожанина. Кстати, об экологии. Здесь свою положительную роль может сыграть развитие электротранспорта.

- Может, но что-то не играет. Даже эпизодических ролей нет. Сегодня «Нижегородэлектротранс» живёт лишь за счёт использования старых ресурсов, но надолго ли его хватит? Современная трамвайно-троллейбусная сеть формировалась  в основном в 50-80-х годах прошлого века, а город с тех пор очень изменился. Нужны новые линии.

- Нужны. В КТС были прописаны две новые ветки – до Верхних Печер по Бринского, и по проспекту Гагарина – до Щербинок. Пока у города нет на это средств. Один из альтернативных вариантов – закупка троллейбусов с динамической подзарядкой. Это такая техника, которая может ехать продолжительное время даже без контактной сети. Всё это запланировано в рамках тех 30 новых троллейбусов, которые мы готовимся закупить в ближайшее время.

- Насколько я знаю, такие троллейбусы проходят по госпрограмме, то есть вы рассчитываете на субсидию?

-Да, это в рамках программы федерального  министерства промышленности. Считаю такой вариант выгодным во всех отношениях. Во-первых, там большая субсидия, во-вторых, экономия на строительстве новых линий, в третьих, экономия на дополнительном энергохозяйстве. С такой техникой мы, например, можем возобновить движение троллейбусов через Московский вокзал. Помните, когда строили метромост и контактную сеть пришлось снять? Вот, пожалуйста! Вернем туда троллейбус.

- А как же трамвай? Если заглянуть в новую губернаторскую Стратегию развития Нижегородской области, то там ему отведено особое место. Планируют строить сразу три большие ветки – в Кстово, Дзержинск и даже Богородск…

- Да, но это предусмотрено не муниципальными планами, а в рамках отдельной программы по созданию единой агломерации. Это очень затратное дело! В бытность своей работы в минтрасе мы оценивали проект по соединению Нижнего Новгорода (Мызы) и Кстова железнодорожной линией. Получилось очень дорого, и проект заморозили.

- Так ведь там линия-то уже есть, не хватает лишь маленького участка в районе МЕГИ. Откуда тут могут быть гигантские затраты?

- Кроме небольшого участка требуется строительство инфраструктуры, и потом там планировалось построить транспортно-пересадочный узел, подведя линию ближе к кстовской автостанции. Это тоже деньги, и немалые. Надеюсь, в рамках создания агломерации у региона хватит ресурсов осилить этот и другие проекты.

- А вы как пассажир к чему больше питаете слабость? К трамваям, троллейбусам или автобусам? Или, может, вы неравнодушны к запахам метро? Я вот, признаюсь, трамвайщик. Будь  директором дептранса, меня бы за трамвайный лоббизм давно  уж посадили.

- Я люблю автобусы – активно на них езжу. Часто пользуюсь метро, так как живу на Мещере, и с запуском «Стрелки» мне стало удобно добираться на работу. А вот трамваями и троллейбусами, честно, не пользуюсь. Не потому что они мне не нравятся – нравятся, а потому что они мне  не по пути. Во всяком случае пока.  А вообще я воспитанник «Нижегородпассажиравтотранса». Свою трудовую деятельность я начинала во втором парке, который находился на Республиканской. Моя семья – тоже «транспортная», все  – работники НПАТ. Так что я там, можно сказать,  выросла, работала, со слезами оттуда уходила, попав под сокращение. Но это не значит, что я люблю только автобусы. Общественный транспорт прекрасен в своём разнообразии, его виды дополняют друг друга, делают людей мобильными. Буду стараться, чтобы сохранить транспортную систему города и с учётом мнения нижегородцев её модернизировать.

Александр Седов

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
Видео
КПЗ, выпуск 2
КПЗ, выпуск 2
01:03, вчера
Все видео
Последние комментарии
Главврач-эксплуататор
admin, 20:46, 11 декабря 2018
Уважаемый Работник учреждения, сегодня утром мне звонил Сергей Львович Криваткин, его информация не...
Главврач-эксплуататор
Наблюдатель, 17:46, 11 декабря 2018
Журналистика, как мне казалось, предполагает объективные факты, презентацию ситуации с обоих...
Главврач-эксплуататор
Птица, 22:33, 10 декабря 2018
...
Главврач-эксплуататор
Работник учреждения, 19:51, 10 декабря 2018
Господин Пичугин,так выходит Вы пишете статьи на заказ,что-ли.Вам приносят какие-то бумаги,Вы их...
Асхат Каюмов: «Вся нижегородская программа охраны окружающей среды – это стоимость одного ФОКа»
Николай, 12:15, 10 декабря 2018
Почему страной командуют управленцы 20 лет??? От этого все наши неудачи.
Асхат Каюмов: «Вся нижегородская программа охраны окружающей среды – это стоимость одного ФОКа»
Николай, 12:09, 10 декабря 2018
Почему столько лет страной командуют управленцы?? В этом все наши проблемы.
toup