02 мая 2024, 01:05 Четверг

Аналитика

Высокие скорости сняли с тормоза

20:23, 21 января 2019

Пилотному участку высокоскоростной магистрали Москва – Нижний Новгород быть. Об этом со ссылкой на участников совещания в правительстве РФ сообщает «Коммерсант». Новая трасса Железнодорожный—Гороховец протяженностью 301 км получит финансирование по комплексной программе развития магистральной инфраструктуры до 2024 года. На остальных участках сообщения между Москвой и Нижним Новгородом планируется модернизировать существующую инфраструктуру.

По теме

Этот проект уже второе десятилетие служит барометром экономической ситуации в стране. В «жирные» годы звучали весьма оптимистичные сроки реализации, рисовались футуристичные картины, но затем наступали более сложные времена, когда требовалось строже выбирать приоритеты - и проект тормозился. Даже сейчас известие о перезапуске идеи ВСМ не снимает ряда важных вопросов. 

Где деньги, Пекин?

Предполагается, что добраться из Нижнего в столицу можно будет за 2 часа 05 минут с единственной остановкой во Владимире или за 2 часа 31 минуту (остановки – «Орехово-Зуево», «Владимир», «Ковров», «Гороховец» и «Дзержинск»).
Станции для поездов ВСМ, напомним, будут располагаться в районе Московского вокзала и в непосредственной близости от нижегородского аэропорта, образуя единый транспортный хаб. Следующий участок магистрали от Нижнего Новгорода до Чебоксар подразумевает строительство станций «Кстово», «Нива» и «Полянки». Средняя скорость на всем пути составит 250 километров в час.


Так должна выглядеть станция ВСМ в нижегородском аэропорту - вариант февраля 2017-го

Стоимость проекта оценивается в 621 млрд рублей, из которых треть расходов берет на себя федеральный бюджет, еще столько же – компания РЖД. Оставшаяся треть вложений ляжет на плечи концессионеров. Предположительно, партнерами в строительстве могут выступить китайские и немецкие компании.

Таким образом, ресурсы для «стройки века» по-прежнему не ясны. Помимо китайцев и немцев, интерес к проекту ранее проявляли французские, итальянские и американские компании, однако сотрудничество с КНР закреплено соглашением еще четыре года назад. Стоит напомнить, что нехватка финансирования стала хроническим препятствием в реализации амбициозной инициативы с момента ее появления. 

Сколько можно запрягать?

Проект ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань с возможностью продления до Екатеринбурга впервые был предложен в 2009 году. Его инициаторами выступили губернатор Свердловской области и президент Татарстана. В 2013-м президент Путин объявил о планах строительства магистрали в 2014-2018 годах. Для Нижегородской области это означало, что чемпионат мира по футболу FIFA-2018 регион должен был встретить в двухчасовой доступности от Москвы. Проект активно поддерживал и нижегородский губернатор Валерий Шанцев.

Позднее оказалось, что более приоритетный мундиаль является не столько подспорьем, сколько финансовым конкурентом ВСМ. В 2015-м началась подготовительная работа, в 2017-м завершилось проектирование. Годом начала строительства в разное время называли 2017-й, 2018-й и 2019-й.


Схема от РЖД образца 2017 года

Расчеты технико-экономического обоснования (2017 год) показали неокупаемость локального российского проекта с сугубо пассажирской специализацией. Более выгодной экономической моделью признано создание грузо-пассажирского транспортного корридора «Евразия» от Берлина до Урумчи (КНР) с включением в него российского участка. К этому моменту Россия и Китай уже имели соглашение, по которому железная дорога будет строиться с использованием технологий и оборудования из «поднебесной».

Оценивая предварительное обоснование, эксперты в России и Китае обращали внимание, что из документа не ясно, какие грузы будут перевозиться по ВСМ, а какие – по традиционной железной дороге. К тому же, не были учтены экономические риски и влияние магистрали на экономику авиаперевозок. 


Концепт высокоскоростного поезда от РЖД, ноябрь 2018-го. Фото АО "Скоростные магистрали"

Кто полюбит «бла-бла-трейн»?

Разногласия по проекту у федералов сохранялись до самого последнего момента. В ноябре прошлого года «Ведомости» сообщали о сомнениях президента Владимира Путина в целесообразности высокоскоростного ж/д сообщения между Москвой и Нижним Новгородом. Отношение к ВСМ в целом положительное, но в программе развития магистральной инфраструктуры на нижегородском направлении он не единственный.

"Президент поручил еще раз оценить экономику и обоснованность ВСМ Москва - Нижний Новгород. Потому что в ближайшие годы планируется выделить деньги не только на этот проект, но и на реконструкцию трассы M7, и на платную трассу, которая станет частью транспортного коридора Европа - Западный Китай", - заявлял тогда источник издания.

По итогам совещания в правительстве РФ, чиновникам было поручено до конца года проанализировать, не совпадают ли потоки грузов и пассажиров в автомобильном и железнодорожном сообщении. В 2018 году без учета промежуточных станций пассажиропоток на нижегородском ж/д направлении превысил 2,3 млн человек. Если же брать в расчет автотранспорт, трафик достигает 5,5 млн. В итоге в РЖД подсчитали, что новая магистраль возьмет на себя 40% всех путешествующих между Москвой и Нижним Новгородом.

Эксперты отмечают, что субсидии на эксплуатацию программа развития магистрали не предполагает. Следовательно, экономика отрасли полностью зависит от ценообразования и платежеспособности пассажира. Если дорога до столицы сократится по времени практически вдвое, это дает преимущество перед перелетом, но создает проблему рентабельности авиасообщения. Высокая доля трафика ВСМ неминуемо приведет к сокращению или отмене недорогих поездов «Ласточка» и «Стриж». Для самого массового сегмента это может означать перераспределение потоков в пользу автомобильного транспорта.


Трасса М7 "Волга"

Как и любой другой способ поездки, ВСМ будет пользоваться популярностью у тех, для кого самыми важными факторами являются время и удобство пересадки, считает эксперт по рельсовому транспорту Василий Курицын. Железной дорогой традиционно пользуются для конечных поездок в столицу или близлежащие к ней города. Скоростные поезда будут популярны и у тех, кто не захочет тратить время и деньги на дорогу в аэропорты Нижнего Новгорода и Москвы. Но проблема в том, что озвученные правительством решения пока не дают полного представление о самом формате высокоскоростного сообщения.

- Если бы ВСМ строилась полностью на новой основе, это могло быть интересно в бизнес-классе. Мне пока сложно представить, как на одной и той же инфраструктуре, пусть только местами, будут совместно курсировать и высокоскоростные, и классические поезда дальнего следования. Скорее всего, РЖД урежут ныне существующие варианты. Если же будет слишком большой ценник, многие продолжат пользоваться автобусным сообщением и сервисами попутчиков, - резюмирует Курицын.


Иван Колесов
заглавное фото - АО "Скоростные магистрали"

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Блог редактора: попытка № 5 в «Школе 800»
David, 16:48, 24 апреля 2024
Сайт https://otsiv.ru помогает раскрутить ваши любые медиа по низкой стоимости и быстрое время...
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
toup