02 июля 2020, 22:04 Четверг
Нижний Новгород, +19

Аналитика

Топливо для автобусов: сера и серые схемы

23:14, 26 февраля 2018

Автобусы МП «Нижегородпассажиравтотранс» можно спускать в Волгу. Судя по протоколу испытаний, топливо, которым заправляли общественный транспорт на протяжении почти полутора лет, было предназначено для речных судов. Забор пробы случился ещё в начале сентября прошлого года, но результаты исследования стали доступны «Репортёру-НН» только сейчас. Один из ключевых показателей качества дизеля — массовая доля серы — превышен почти в несколько десятков раз! Вот вам и досрочно вышедшая из строя техника, вот вам и ухудшение экологии. Как заметил эксперт, хуже этого топлива может быть только жидкий навоз.

По теме

Операция под условным названием «Дизель на анализ» была проведена в парке № 3, что на улице Родионова. Перед второй сменой из автобусного бака был произведен забор топлива, который сразу направили в ФБУ «Нижегородский ЦСМ». Почему туда? Да потому что в компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии мало кто будет сомневаться.

И вот результат со всеми подписями и печатями: массовая доля серы мг/кг в исследуемой продукции составляет… 9800 единиц. И это при допустимой норме — не более 50…

Специалисты уточняют, что работа по ужесточению экологических стандартов напрямую связана со снижением сернистых соединений во всех видах топлива. Судите сами, если Евро 3 имел показатель 350 мг/кг, то в Евро 5 удалось снизить долю серы до 10 мг/кг!
Но то Европа, в России же в ходу морально устаревший ГОСТ 305-82, который разрешает повысить содержание этого химического соединения до 500 мг/кг.

– Это вынужденный стандарт, не от хорошей жизни, – говорит старший химик-лаборант одного из перерабатывающих производств Владимир Коробков. – Потому что отечественная техника, в том числе и военная, работает как раз на дизеле с такими показателями серы. А почему она работает на нем? Дешево — это раз, куча нефтеперерабатывающих заводов функционирует на старом оборудовании — это два. Нужны деньги на модернизацию.

- А хуже, чем этот ГОСТ 305-82, что-нибудь есть? Или уже не бывает?

– Хуже этого ГОСТа могут быть только похожие на него ТУ — их десятка три наберется. Всё это выпускается не только для авто, но и для сельхозтехники, тепловозов, пароходств.

- А что же за «космический» результат получился у нашей пробы? 9800! Есть ли в этом «серном море» углеводородные соединения?

– Мне сложно сказать, что это за «коктейль». Я не знаю, можно ли на нём ездить, а если и можно, то как. Возможно, это судовое топливо, хуже которого только жидкий навоз.

Вообще, сера для мотора — это как холестерин для человека. Чем её больше, тем интенсивнее идёт образование нагара и износ дизельного двигателя. Установлено, что при превышении допустимой нормы до 1000 мг/кг, этот деструктивный процесс протекает особенно быстро.

Такие «конские» дозы сгораемой серы провоцируют коррозию металла, а при их контакте с моторным маслом образуются твердые отложения, и двигатель закоксовывается. Как тут не вспомнить о поломке 24 из 30 закупленных автобусов-«гармошек», которые вышли из строя еще до окончания лизингового договора. После диагностики ЛиАЗов-6213 специалисты Группы ГАЗ выделили всего одну причину автобусного «мора»: крайне низкое качество топлива.

– По результатам анализа образцов масла обнаружено чрезвычайно высокое накопление износа, критически высокие показатели сажи и кремния. Проверка комплектов инжекторов показала, что параметры всех форсунок не соответствуют стандартам завода-изготовителя: например, на седле шарикового клапана и входном отверстии присутствует эрозия, а на всех деталях форсунки – черный налет. Данный вид неисправностей возникает после эксплуатации форсунок с использованием топлива ненадлежащего качества, с содержанием примесей», – рассказали в пресс-службе Группы ГАЗ.

Но и это еще не всё. Какая может быть экология на подобном топливе? Представьте, 350 автобусов начнут пыхтеть этим угаром — и так каждый день… Евро 3, 4, 5? Нет, не слышали. Ирония транспортной политики заключается в том, что даже такой товар закупается по самым высоким расценкам. Чуть больше года назад администрация Нижнего Новгорода и ООО «Нефтьсервис-НН» заключили договор о поставке топлива за 32 рубля, а за несколько часов до нового 2017 года эту стоимость — ввиду тяжелого финансового положения поставщика! — повысили сразу на 4 рубля. Вероятно, сера была очень качественной. «Мне просто выкрутили руки»,  признался тогда и.о. руководителя НПАТ Дмитрий Цыганков.

«Репортёр-НН» попытался выяснить: откуда же течет этот сернистый родник?! Инсайдеры сообщают, что поставки топлива до конца 2017 года осуществлялись ограниченными партиями из хранилища в Семеновском районе. Называлось и другое предполагаемое местоположение базы — Борский городской округ, что, в принципе, дает примерное понимание топливной логистики, так как это соседствующие муниципальные образования.

Для чего это топливо предназначено — неожиданностью не оказалось. Эксперт был прав: заправлять им можно разве что старые баркасы. Можно, но уже нельзя. Даже на такое топливо у МП «Нижегородпассажиравтотранс» денег нет. За 2017 год оно задолжало «Нефтьсервису-НН» около 100 миллионов рублей — дело уже рассматривается арбитраж. Жаль, что в споре не принимают участие надзорные органы, которые должны следить не только за процедурой муниципальных закупок, но и за качеством продукции, от которой зависит работа общественного транспорта и состояние городской экологии. Надеемся, что  наш материал станет поводом обратить на эту  сферу особо пристальное внимание.


Галина Крюкова

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Проблема глаза режет – но, видимо, не всем!
Юрий Липовецкий, 21:14, 21 июня 2020
А может дело не в канализации,а в том,что десятки ассенизаторских машин льют дерьмо по посадкам...
COVID-сводка за сутки: блокировка транспортных карт, разорение ИП и +150 зараженных
Nadia, 07:11, 01 мая 2020
Недальновидность в самом начале пандемии. Где были призывы к жителям отказаться от поездок на...
Когда возможное на самом деле невозможно
Александр, 20:36, 28 апреля 2020
В декабре оформлял статус безработного в ЦЗН. Куча бумаг, несколько походов в ЦЗН, хамство...
ЖК Дом на Набережной
Сергей, 17:55, 05 апреля 2020
Здесь ответы на вопросы жителей и разъяснения от застройщика: https://youtu.be/nMQd3VrqT5w
Вдруг рано ставить «свечки»?
Роман, 15:52, 03 апреля 2020
Добрый день! К сожалению мы, как и вся страна, оказались в режиме самоизоляции и не успели ответить...
Вдруг рано ставить «свечки»?
VSTEP, 16:40, 29 марта 2020
26 марта от жителей дома 180 куратору проекта от застройщика Роману была направлена просьба...
toup