29 марта 2024, 12:55 Пятница

Аналитика

Газовые войны по-нижегородски: рэкет или демпинг?

10:28, 26 декабря 2019

В Нижнем Новгороде участились случаи отключения потребителей от газоснабжения. В не самое теплое время года без газа остаются не только квартиры, но и целые дома. Основная причина отключений – утечки, которые выявляются в результате аварийных вызовов. Управляющие компании и ТСЖ обвиняют «отключателя» в избирательности и меркантильности его действий. Они считают, что поставщик газа вынуждает их таким образом заключать контракты на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) со вполне определенной организацией . «Дочка» «Газпрома», в свою очередь, обвиняет ДУКи и ТСЖ в «липовых» контрактах на ТО ВДГО, которые никакого обслуживания вообще не предполагают. Отсюда и утечки, и проблемы с безопасностью.

По теме

Судьба «газпромовского пакета»

Количество отключений газа резко возросло с октября  2019 года – с того самого момента, когда температура на улице упала ниже нуля. По сравнению с тем же периодом 2018 года рост числа отключений составил 20,2 %. 

Впрочем, в управляющих компаниях связывают этот скачок не с похолоданием, а с попытками поставщика газа вновь зайти на рынок ТО ВДГО.

Здесь стоит вспомнить, что четыре года назад целый ряд управляющих компаний заключил с «Газпром газораспределение Нижний Новгород» контракт на комплексное обслуживание, в который были включены сразу два вида обслуживания: внутридомовое (то есть ТО ВДГО) и внутриквартирное (ТО ВКГО). Собственникам жилья было тогда популярно разъяснено, что именно такой пакет способен максимально обеспечить безопасность жителей, «один дом – одна обслуживающая организация».  Несмотря на то, что это было связано с определенным увеличением платы за ЖКУ, на общих собраниях были приняты положительные решения.

– Но после того, как «пятидучье» было продано столичной компании (пять районных ДУКов Нижнего сменили собственника в 2018 году - прим. РНН), все изменилось. У новых владельцев управляющих компаний была своя «газовая политика». Заключалась она в том, что упомянутое выше обслуживание должно быть максимально дешёвым, – рассказывает заслуженный работник ЖКХ России Валентин Лебедев, –.Были проведены новые собрания собственников жилых помещений, по результатам которых многоквартирные дома города в массовом порядке отказались от «газпромовского пакета». Отказались от него и другие ДУКи, не входившие в столичный холдинг.

Таким образом, газораспределительной организации, которая еще с советских времен занималась ТО ВДГО-ВГКО, был в 2018 году пришлось потесниться на нижегородском рынке обслуживания.   

В приоритете – экономия

Контрактами на внутриквартирное ТО управляющие компании заниматься с тех пор перестали, посчитав, что это дело каждого жителя. А вот на техобслуживание газовых труб внутри домов ДУКи заключают договоры с самыми разнообразными  организациями.  Естественно, если в штате всего пять сотрудников, услуги «альтернативщика» стоят дешевле, чем «газпромовские».  Как эти пятеро успеют обслужить более трехсот тысяч абонентов, управляющую компанию волнует меньше всего. Зато сэкономили!

Иными словами, если раньше в приоритете была безопасность, и жители были с этим, вроде бы, согласны, то теперь в приоритете экономия – и жители опять согласны.

Впоследствии контракты на ТО ВДГО были заключены еще с несколькими «недорогими» фирмами. С населением эти фирмы, за редким исключением, практически  не работают, то есть «индивидуальных» договоров на обслуживание внутри квартиры не заключают вообще.

Утечек не существует?

Во многих управляющих компаниях считают, что «Газпром газораспределение» специально «подговаривает» потребителей делать аварийные вызовы и находит несуществующие утечки. А это уже повод для того, чтобы отключить газ. Таким образом поставщик газа, по мнению жилищников, пытается их шантажировать, чтобы заполучить контракты на обслуживание ВДГО и «отвоевать» рынок.

Но если представители ДУКов делают такие предположения осторожно и неофициально, то представители ТСЖ в выражениях на публику не стесняются. В частности, в ноябре были отключены «за утечки» сразу два дома, обслуживанием которого занимается знаменитое ТСЖ Михаила Швыганова. Председатель сразу же обвинил поставщиков газа в беспардонном вмешательстве в работу, в произвольном выборе домов для «санкций» и даже в рэкете. При этом Швыганов на сто процентов верит той организации, с которой у него заключен договор на ТО, а доводы «газмпромовцев» считает фейками.

– Через час [после отключения двух домов] приехала наша компания ООО «Газораспределение Нижний Новгород». Ее сотрудники сделали опрессовку в подъездах, никаких утечек не выявили. Вот так, друзья, в 21 веке рэкет активно процветает. Делаются фейковые фото с прибором и отключают дома от газа, а потом выставляют счета за включения и предлагают заключить договор так называемое комплексное обслуживания навечно. Если бы мне кто вчера сказал, я бы не поверил этому, пока не случилось это с нами, – рассказал Швыганов сайту NewsNN.

Газпромовцы, в свою очередь, заявляют, что отключение дома (подъезда или квартиры) от газа происходит на основании объективных показаний приборов, которые фиксируют утечку.

– Аварийная служба приезжает на вызов и осматривает, как того требуют инструкции, не только адрес, откуда был звонок, но и достаточно большую территорию вокруг. В этот радиус входит,  как правило, несколько домов. Если есть подозрения на утечку, участок трубы проверяется приборами несколько раз – и только после этого принимается решение о прекращении подачи газа, – отвечает «Репортёру-НН» представитель газораспределительной организации Илья Вознесенский

На словах все объективно. А как на самом деле? В беспристрастность «аварийщиков» сотрудники ДУКов и ТСЖ верить не желают. Как доказать, что утечка действительно была?

Следуя инструкции, сотрудники аварийной службы фотографируют показания приборов и места событий, но этим снимкам, как мы уже видим, «жилищники» верить не готовы: мало ли когда был сделан этот «фотоотчет»!

Чтобы повысить доверие к своим действиям, «Газпром газораспределение» дает журналистам и блогерам возможность ездить на вызовы вместе с аварийной службой. Месяц назад «Репортёр-НН» побывал на таких вызовах и увидел реальные примеры обслуживания газовых труб с помощью… пластилина!

Теоретически, лучшим доказательством объективности работы «газпромовцев» мог бы стать некий акт исследования подведенных к дому труб, в котором стояли бы подписи «понятых» – жителей дома, ознакомившихся с показаниями приборов. Пока такой практики, насколько мы знаем, нет, но в газовой организации не исключили, что она вскоре появится.

«Пластилиновое» обслуживание

Что касается рынка обслуживания ВДГО, то газовики считают, что его захватили нечистоплотные организации. Эти фирмы в большинстве своем или не исполняют свои обязанности вообще, или исполняют их в ненадлежащем виде. Зато они предлагают привлекательные расценки, что и заставляет управляющие компании заключать контракты именно с ними.

– При этом данный вид деятельности не лицензируется, а это значит, что на рынок может зайти любая компания, не имеющая ни опыта, ни специализации. Что и произошло по факту, – говорит Валентин Лебедев. 

В результате трубы внутри подъездов, запорная арматура, те самые краники в квартирах, к примеру, входящие в состав общего имущества, остались фактически без обслуживания.

В теории специалисты должны обследовать газовое оборудование внутри дома, устранять вовремя утечки, и в случае неисправности внутридомовой сети рекомендовать управляющим компаниям красить, ремонтировать и заменять оборудование. На практике же поставщик газа констатирует, что эти работы в многоквартирных домах Нижнего Новгорода просто перестали выполняться. При этом контракты на ТО ВДГО имеют почти все ДУКи и ТСЖ. Фирмы, с которыми заключены эти контракты, не обходят подъезды, не говоря уже о квартирах,  не заставляют управляющие компании ремонтировать трубы, чему в ДУКах только рады.

Но у человека есть чувство обоняния, и когда запах газа уже не скрыть, «специалисты» новоявленных «обслуживающих организаций» зачастую предпочитают просто вызывать аварийку «04». И тут происходит осечка: «газпромовская» аварийка не имеет права без договора работать на «чужих сетях» и просто отрезает дом или подъезд от газа. Проводить ремонтные работы приходится все-таки силами нанятой ДУКом организации. Устраняют утечки они по своему разумению, используя любые подручные средства – и начинается бег по замкнутому кругу:

– Приезжая на вызов в уже знакомый дом, аварийная служба часто обнаруживает незамысловатые замазки из пластилина в местах утечек. Наши специалисты перекрывают газ, после чего нанятая управляющей компанией фирма снова замазывает эти места этим же материалом. Газ подключают, но через пару дней пластилин отваливается – и все повторяется вновь, – рассказывает Илья Вознесенский.   

По его словам, отключений со стороны аварийной службы действительно стало больше. Но не из-за того, что дочерняя организация «Газпрома» воюет за рынок – ни одной организации в данный момент это не по силам и в условиях массового демпинга это ещё и бесполезно, а из-за того, что фирмы, с которыми заключили контракты управляющие компании, просто не исполняют свои обязанности. Собственно говоря, при таких штатах «специалистов», которыми они располагают, априори невозможно обслуживать ВДГО, говорить представитель «Газпрома».

Проверки некому инициировать

Между тем, есть требования, которые законодательство предъявляет к обслуживающим фирмам. Так, они должны иметь свою аварийную службу, а в штате у них должны быть аттестованные специалисты. Выполнение требований законодательства всеми участниками рынка,  решило бы проблему «грязного» демпинга и недобросовестной конкуренции. Но, судя по растущему количеству аварийных вызовов, контрольно-надзорные органы просто не хотят проверять организации, обслуживающие ВДГО.

ДУКам  и ТСЖ, как мы отметили выше, сложившаяся ситуация весьма выгодна финансово. Жителям проще в очередной раз вызвать «аварийку», чем идти жаловаться в надзорный орган. А чиновники городской администрации и областного правительства или не в курсе проблемы, или не понимают, чем она в итоге может обернуться.


Зона особого риска

Таким образом, газовое хозяйство внутри домов Нижнего Новгорода перестает (а в некоторых случаях уже перестало) отвечать требованиям безопасности.

В большей степени это касается квартир, где стоят старые плиты с колонками. Если управляющие компании наняли хоть какие-то организации, чтобы обслуживать ВДГО, то собственники помещений не желают обременять себя контрактами на ТО внутриквартирного газового оборудование. Парадокс сегодняшнего законодательства состоит в том, что такие контракты должны заключаться по инициативе самих жителей – а им это, разумеется, невыгодно. Сознательность проявляют единицы. При этом адекватного наказания за отсутствие договора никакого не предусмотрено. Нижегородцы узнают о всё новых фактах отравлений угарным газом в домах и квартирах, но порою даже не подозревают, что состояние газового оборудования на их собственных кухнях, мягко говоря, далеко от идеала.

Ситуацию мог бы изменить стандартный комплексный договор на обслуживание газового оборудования – как внутри подъездов, так и внутри квартир. Принцип: «один дом – одна обслуживающая организация».  В условиях здорового рынка такой договор может и должен быть  заключен с любой компанией, строго соответствующей требованиям законодательства.

Напомним еще раз, что в 2015 году такая практика в Нижнем Новгороде существовала. Но управляющие компании отказались от комплексных договоров – и возвращаться к ним, похоже, не собираются. Безопасность жителей беспокоит их, видимо, меньше всего.


Александр Пичугин
 

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
Реакция на пригожинский мятеж в Нижегородской области
Ольга, 09:43, 06 июля 2023
Событие страшное и трагическое. Спасибо Князеву за бесстрашный анализ и итог происходящего...
toup