16 января 2018, 10:26 Вторник
Нижний Новгород, -8
Аналитика

Бюджетная лихорадка

08:31, 13 октября 2017

Пока Глеб Никитин мечтает о цифровой экономике, «городское лобби» уже прикидывает, какие цифры в этой самой экономике их наиболее устроят. 6 октября депутаты Законодательного собрания Олег Сорокин, Василий Суханов и Владимир Солдатенков внесли изменения в региональный закон о межбюджетных отношениях. Конечно, это не первая попытка «городских» перетянуть бюджетное «одеяло» в свою сторону. При прежнем губернаторе такие заходы были откровенно неудачными. И вот новый шанс — уже без Шанцева. О том, что с законопроектом торопились, видно по заголовку, где допущена опечатка. И действительно, сейчас самое время «захватывать» бюджет, раз «телеграф, телефон и почту» в виде губернаторской пресс-службы уже захватили «полпредские».

Первая встреча врио губернатора с депутатским корпусом прошла без драматизма. Многие ждали, что демарш Бочкарева против замгубернатора Антонова станет выстрелом из стартового пистолета. Но забега на короткой дистанции не получилось. Депутаты спокойно обозначили болевые точки, Никитин их выслушал и пообещал принять к сведению, на этом и разошлись. Одной из тем ожидаемо стал бюджет. Тон обсуждению задал Олег Сорокин, заявивший, что в городской «карман» не докладывают денег. И если будет хорошо областному центру, то будет хорошо и области.

Бюджет на следующий год, исходя из слов и.о министра финансов Ольги Сулимы, ожидается многообещающим: на пять процентов больше, чем текущий. Расходная часть — 129 миллиардов. И наконец будет долгожданный профицит - 900 миллионов! Семьдесят процентов главной сметы региона обещают направить на социальную сферу. Врио губернатора пообещал особый акцент сделать на образовательной системе области.

– Я бы хотел, чтобы мы взяли в качестве приоритета тему капремонта и строительства школ, потому что вижу, как это важно для глав районов, для жителей, - отметил Глеб Никитин. - Я знаю, что такая программа подготовлена, важно, чтобы она не лежала на столе, а работала. У меня есть мысли, где изыскать источники для дополнительных программ образования.

У «городского лобби» своё видение приоритетов: дороги, ЖКХ, транспорт. Всё это тянет на несколько миллиардов рублей, а потому на первый план выходит принцип «расщепления» налоговых поступлений, ставших при Валерии Шанцеве настоящим яблоком раздора. В пояснительной записке к проекту закона Нижегородской области "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" предлагается «отнести к налоговым доходам городских округов Нижегородской области 50 процентов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также увеличить с 3 до 8 процентов норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации зачислению в консолидированный бюджет Нижегородской области"

"Принятие данного законопроекта позволит повысить уровень собственных доходов местных бюджетов городских округов Нижегородской области и создать мотивацию для органов местного самоуправления в поддержке предпринимательства и развитии экономики, - говорится в документе. - Кроме того, у муниципалитетов появится стимул работать над повышением общей налогооблагаемой базы и снижением недоимки по указанным налогам, взамен таких неэффективных форм межбюджетных трансфертов, как дотации на обеспечение сбалансированности бюджета или субсидии на выплату заработной платы".

Времени до «нулевого» чтения почти не осталось, поэтому внесение изменений в первенствующий закон области на ближайшие 12 месяцев выглядит подозрительно. К чему такая спешка, и почему авторы документа не дали врио губернатора даже недели, чтобы вникнуть хотя бы в базовые исходные данные? Ну и главный вопрос: а новый глава региона в курсе, что «городское лобби» уже поделило областные деньги?

«А вы об этом у Никитина и спросите, - не без иронии вопросом на вопрос отвечает один из авторов поправок Василий Суханов. - А спешки никакой нет. Мы просто приступили к верстке областного бюджета».

Его коллега Владимир Солдатенков был более словоохотлив. «Передел» бюджетных средств он считает вынужденным шагом, потому что «это в интересах жителей».

- Скоро зима, и люди будут говорить: плохо убирается город. А город плохо убирается почему? Не потому что плохие работники дорожных служб, а потому что выделяются определенные суммы денег, под них выстраивается работа. У нас еще остались дороги, где «скорая» проехать не может. Есть такие поселки, где истоорически нет холодной воды, - перечисляет проблемы областного центра Владимир Солдатенков. - А еще есть городской транспорт, который нуждается в особом отношении. Все это тема дополнительного финансирования. Надеюсь, правительство нас услышит, минфин поддержит.

Председатель бюджетной комиссии Думы Нижнего Новгорода Марк Фельдман активно разделяет эти надежды. По его приблизительным подсчетам, «для нормальной жизнедеятельности» областному центру не хватает 3-3,5 миллиарда рублей. Такой недостаток, по мнению депутата, вызван спорным «расщеплением» поступлений от НДФЛ. Из-за бюджетных новаций 2014 года только по этой доходной статье город ежегодно теряет 1,7 миллиарда рублей. Но это не единственный источник, который может утолить финансовую жажду Нижнего Новгорода.

- У нас, например, есть такая позиция «Безопасный город». Это камеры, штрафы. Больше 60% штрафов, которые собираются, исходят с территории Нижнего Новгорода. Город, кстати, содержит эти системы, это недешево и так далее. Там без малого 2,5 млрд рублей ежегодно собирается, а в казну города не попадает ни копейки! Все уходит федералам и регионалам, - констатирует председатель думской комиссии по бюджету и налогам. - Мы вот обсуждали накануне: может, обратиться в ОЗС с просьбой рассмотреть этот вопрос? Но пока не формализовали эту тему.

Коллега Марка Фельдмана — председатель бюджетного комитета ОЗС Александр Шаронов согласен, что местные бюджеты нуждаются в дополнительной поддержке. Летом он вносил похожую поправку, связанную с перераспределением доходов от налоговых поступлений, и она даже была первоначально согласована еще в бытность губернатора Шанцева. Но на уходящей неделе — уже при Никитине — минфин её вдруг резко раскритиковал.

- У моих коллег похожая поправка, только другой норматив. Я предлагал либо 20, либо 30% оставлять на территориях, а они предлагают 50%. Но, думаю, ничего у них не получится, - резюмирует Александр Шаронов. - Потому что аргументы у нашего минфина такие: в следующем году федеральное правительство анонсировало перевод с муниципального уровня на региональный финансирование всего образования, включая дошкольное. Ну и соответственно большая часть расходов перераспределится на область. Для меня это аргумент слабенький, я на комиссии сказал, что с этим не согласен. Так что без перспектив. Я ответил на ваш вопрос?

Заглавное фото: газета "Коммерсант


Александр Седов

 

 

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
Выборы-2017
13:54, 19 сентября 2017
Последние комментарии
Любовь до гроба
Kalyonyi, 17:10, 22 декабря 2017
Это как сплетеные сорняки.За один потянешь- другие полезут.здачит всех! "На воре и шапка горит"...
Александр Глушков: тайна за 37 печатями
Балахнинец, 13:21, 08 декабря 2017
"мы ждали, что «Единая Россия» и правоохранительные органы хоть как-то отреагируют на этот...
«Дело Булавинова» должно быть доведено до конца!
ALEXANDER PICHUGIN, 01:20, 05 декабря 2017
Уважаемый nikom, мы с вами говорим об одном и том же - нужны доказательства вины или ее отсутствия...
«Дело Булавинова» должно быть доведено до конца!
nikom, 00:33, 05 декабря 2017
Где доказательства? Вы их не предоставили. Какие-то неназванные "очевидцы". Теперь ещё и про...
Редакционный чат: пятое колесо дептранса
dolboeb, 23:17, 23 ноября 2017
Сколько же вам платят за обсир транспортной реформы?)))
Откопать мечту: питерский бизнесмен собрался строить в Нижнем частное метро
Айлюлиберезонькастояла, 17:55, 24 октября 2017
Ага...Это где-то на уровне межпланетного шахматного турнира, товарища Бендера.
toup