20 ноября 2017, 04:58 Понедельник
Нижний Новгород, 0
Аналитика

Реформа за 40 дней? – было бы желание!

21:49, 22 октября 2017

И всё-таки – сколько времени потребуется, чтобы изменить систему управления Нижним Новгородом с двуглавой на одноглавую? И.о. губернатора Глеб Никитин просит областных и городских законодателей «включить форсаж» и принять все необходимые изменения еще до нового года. Председатель думской комиссии по МСУ Ольга Балакина на встрече депутатов с и.о. губернатора попыталась убедить Никитина, что быстро не получится. По словам Балакиной, если соблюдать все сроки, то процедура затянется вплоть до мартовских выборов президента – а раз так, то не стоит баламутить избирателя. Кто же прав? Чьи сроки реалистичнее? «Репортёр-НН», призвав знакомых юристов, изучил законодательные нормы и правила, чтобы в итоге признать правоту… старины Эба Линкольна: кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – причины.  

По теме

Сразу оговоримся: как и большинство неравнодушных нижегородцев, мы хотели бы видеть на посту «единого мэра» человека, избранного всем народом – даже несмотря на то, что далеко не весь народ ходит на выборы, а те, кто ходят, порой не сильно ценят свой голос и ставят «галку» там, где подскажут. Но лучшей схемы человечество еще не придумало – это наше твердое убеждение, неизменное с 90-х годов. А вот депутаты гордумы вспомнили о ценности всенародных выборов лишь сейчас, когда в регион прислали антикризисного менеджера для наведения порядка. Но даже сейчас «городские» не хотят скорейшего возврата всенародного голосования, а предлагают дождаться 2020 года, когда закончатся их полномочия в Думе.

Никитин ждать не расположен, и всенародные выборы для него – не вариант. Свои варианты он уже представил: на законодательном уровне – в виде проекта закона об изменении модели управления городом, а на персональном – в лице Владимира Панова, которого уже видит будущим мэром.

Законопроект (его официальное название –  "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в муниципальном образовании город Нижний Новгород") депутаты областного парламента рассмотрят уже в этот четверг. Или не рассмотрят, если «городское лобби» решит демонстративно затянуть процесс и сорвет кворум.  

Сроки: принятие закона

Попробуем пока отложить версию о возможных палках в колеса губернатору и рассмотрим максимально быстрый вариант изменения законодательства.

На первом этапе необходимо голосование депутатов Законодательного собрания. Порядок внесения законопроектов определен регламентом собрания.

Сроки внесения проекта – не позднее, чем за 20 дней до очередного заседания – здесь Никитин формально уже опоздал, его законопроект внесен только 20 октября. Но в исключительных случаях регламент ЗС всё же позволяет сократить этот срок. Думается, сейчас вся политическая жизнь в регионе – одно сплошное исключение.

Законопроект можно рассматривать в двух чтениях на одном заседании – такое случается не часто, но повторимся – это не запрещено. Если депутаты Заксобрания не покажут Никитину «кузькину мать», уже 26 октября изменения в областное законодательство в части механизма управления Нижним Новгородом могут быть приняты.

Следующий этап: направление принятого правового акта губернатору (максимум 7 дней), подписание губернатором (максимум 14 дней) и опубликование закона (также не дольше двух недель). Не нужно быть великим политобозревателем, чтобы понять, что все эти стадии закон об одноглавой власти в Нижнем Новгороде пройдет максимально быстро.

В итоге с момента внесения законопроекта врио губернатора до момента вступления закона в силу может пройти не более 8 – 10 дней.

Сроки: изменение Устава

Наибольшая задержка по времени происходит именно на этой стадии. Любое изменение в Устав Нижнего Новгорода должно проходить через процедуру публичных слушаний. Проект решения о внесении изменений в Устав публикуется не менее чем за 30 дней до дня рассмотрения проекта на заседании Думы, и в эти же сроки проводятся слушания. Специально для внесения изменений в правила выборов мэра Нижнего врио губернатора должен будет настоять на внеочередном заседании гордумы, чтобы не дожидаться планового.


Фото Ирины Славиной

Конечно, и на этом этапе немало подводных камней, которые могут ждать Глеба Никитина – например, на те же публичные слушания могут «неожиданно» прийти сплошь принципиальные противники одноглавой системы из числа «простых нижегородцев». Еще никогда не было такого, чтобы формальные по сути публичные слушания стали препятствием для принятия того или иного решения. Но в данном случае именно итоги слушаний могут стать поводом для депутатов гордумы не принимать изменения в Устав города – иногда так удобно сослаться на мнение избирателей!

Впрочем, мы отвлеклись – наша цель сейчас: попытаться вычислить сроки без каких-либо попыток помешать. Получается, что на полное законодательное оформление одноглавой модели городской власти при быстрой консолидированной работе всех ветвей может понадобиться всего около 40 дней (8 – 10 в Заксобрании плюс месяц в гордуме).

Если вести отсчет от 20 октября (даты внесения Никитиным законопроекта), то уже к началу декабря городские депутаты могли бы внести необходимые изменения в Устав Нижнего. Дальше – регистрация в Главном управлении Минюста (по практике предыдущих изменений в Устав, на это уходит от двух недель до полутора месяцев, но мы и здесь прогнозируем режим максимального благоприятствования).

Итак, к середине декабря (а никак не в феврале, как прогнозировала госпожа Балакина!) можно при желании завершить реформу городской власти. А дальше – самое интересное.

Отставка Солонченко

Выборы «единого мэра» возможны только после истечения полномочий нынешней главы города Елизаветы Солонченко. Либо в случае досрочного сложения этих полномочий. Устав города (статья 40) содержит перечень из 14 пунктов, позволяющих прекратить полномочия главы города досрочно, а также – это указано особо – причины, по которым глава может уйти в связи с утратой доверия президента. Но в основном все эти пункты слишком долгие по срокам и проблемные по реализации. Кроме одного.

Оптимальный вариант – глава города уходит по собственному желанию. Понятно, что такого желания у Елизаветы Игоревны нет, но иногда оно внезапно появляется после поездки в администрацию президента – спросите Сергея Белова.

Солонченко взяла неплохой разгон на посту главы города, начала полномасштабную пиар-кампанию по увеличению собственной узнаваемости «в народе», но ее дальнейшие перспективы туманны. Впрочем, события последней недели показали, что Елизавета Солонченко знает, что такое «компромисс», не любит ссориться, представляет, как извлечь максимальную выгоду даже из патовой ситуации – всё это вместе позволяет предполагать, что нынешняя глава Нижнего не пропадет и в новой схеме городской власти. Но всё-таки в другом качестве.

Итак, еще в декабре может быть объявлен конкурс на замещение должности главы города-главы администрации. Согласно законопроекту врио губернатора, с момента объявления конкурса до его даты должно пройти не меньше 20 дней. Новогодние праздники соискатели этой должности могут провести в интенсивной подготовке, а уже во второй половине января город (пока чисто теоретически) получает «единого мэра».   

Палки в колесах

Понятно, что в прорисованном нами алгоритме довольно много «если». Сбои могут начаться уже в ближайший четверг на заседании Заксобрания. Вот практически полный перечень возможных осложнений на пути скорейшего изменения схемы городской власти.

Палка в колесе №1: «Городские депутаты» блока Олега Сорокина «голосуют ногами» и срывают заседание Заксобрания;

Палка в колесе №2: Кворум есть, но законопроект врио губернатора не принимается во втором чтении и отправляется на доработку;

Палка в колесе №3: Закон принят Заксобранием, подписан врио губернатора, но городская Дума затягивает сроки объявления публичных слушаний;

Палка в колесе №4: Публичные слушания проходят, но гордума никак не может собраться для внесения изменений в Устав (см. палку №1);

Палка в колесе №5: Изменения в Устав внесены, но Елизавета Солонченко не хочет уходить со своего поста;

Палка в колесе №6: Выборы нового главы объявлены, но депутаты гордумы выбирают не Владимира Панова, а другую кандидатуру.

Затягивание процедуры по любому из вышеозначенных пунктов наверняка будет восприниматься в Белом доме как открытый конфликт. Возможно, у противников экстренной реформы Глеба Никитина есть свои аргументы, но вообще, это довольно безрассудно – вставлять палки в колеса губернатору, если учесть, что губернатор едет на танке. 

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
Выборы-2017
13:54, 19 сентября 2017
Последние комментарии
Откопать мечту: питерский бизнесмен собрался строить в Нижнем частное метро
Айлюлиберезонькастояла, 17:55, 24 октября 2017
Ага...Это где-то на уровне межпланетного шахматного турнира, товарища Бендера.
ПППрогнозы
sicilian, 13:50, 18 октября 2017
разогнать ВСЕХ депутатов гордумы с волчьим билетом на участие в политике, набрать новую "элиту" и...
Дважды два – четыре!
sicilian, 13:02, 18 октября 2017
тест
Дважды два – четыре!
sicilian, 12:59, 18 октября 2017
тест
Спасение Ярослава: закономерность или везение?
Юлия, 19:37, 17 октября 2017
Полностью согласна со всем выше написанным. Ни одна служба не могла организовать работу. Можно было...
«Доктор Лиза» и палата
Обычный нижегородец, 14:16, 31 августа 2017
Алекс, судя по одинаковым фразам, это ваше интервью по соседству? Успокойтесь уже, ваши 15 минут...
toup