19 апреля 2024, 10:15 Пятница

Аналитика

«Если бы»: был ли шанс спасти трехлетнего Лёню?

20:35, 21 августа 2017

Ужасное происшествие в Богородском районе: возле станции Шониха грузовой поезд сбил трехлетнего мальчика, который по недосмотру взрослых ушел с дачного участка. Информация о пропаже ребенка пришла к волонтерам-поисковикам даже позже сообщения о наезде, поэтому первоначально предполагалось, что речь идет о разных детях. «Как такое вообще могло случиться, и можно ли было предотвратить трагедию?» - это, пожалуй, главные вопросы, которыми сейчас задается любой человек, способный к сопереживанию. «Репортёр-НН» спросил об этом двух профессионалов в сфере поисковых операций и выяснил, что в главном они сходятся, а в деталях – диаметрально противоположны. 

По теме

В этом тексте будет много «если бы», но главное – в самой сути проблемы: как сделать так, чтобы пропавшие дети всегда находились живыми. Но для начала попробуем восстановить хронологию и фактологию вчерашней истории из данных сводок, со слов волонтеров и соседей.

Хроника происшествия

Мальчик по имени Лёня, трех с половиной лет, отдыхал на даче у дедушки и бабушки в садовом поселке «Солнечный». По словам соседей, это было обычное летнее утро и обычные дачные хлопоты: дед отправился в лес за хворостом для костра, а бабушка, возможно, решила, что внук ушел с дедом. Пропажу обнаружили около 11.00, затем вызвали МЧС.

 Как говорит бабушка, спохватились буквально через пять минут. Он был с сестренкой на участке, сестренке шесть лет,  рассказывает одна из дачниц. – Непонятно, почему он ушел с участка, почему пошел на железную дорогу, как вообще вскарабкался на насыпь – я сама туда вчера еле залезла!

В итоге ребенок прошел по насыпи больше километра. Позже волонтеры установили траекторию его движения.

В 11.45 ребенка увидел машинист грузового поезда №3126, который следовал по маршруту Арзамас – Нижний Новгород. Мальчик, на котором были только трусики и панамка, шел по краю шпал спиной к поезду. Состав выехал из-за поворота, предотвратить наезд уже не было возможности.

В 11.56 машинист, экстренно остановив поезд, сообщил о происшествии в единую дежурно-диспетчерскую службу Богородского района. В 12.30, судя по сводкам, информация дошла до областной ЕДДС.

В это время жители поселка, не дожидаясь приезда оперативных служб, сами начали поиски. Всего на прочесывание леса и болот вышли около тридцати человек. Вот слова одной из соседок:

 Я спрашиваю: «Как давно пропал?» – «Да уже часа полтора!»  «МЧС вызывайте!»  «Да вызвали уже!» И потом прошло где-то еще полчаса – МЧС всё не едут. Набираю «112», мне говорят: «Сейчас соединим вас с полицией!» Я говорю: «Ну пришлите хоть кого-то, нам собака нужна!»  а они говорят: «Сейчас к вам волонтеры приедут!»

Волонтерам из ЕДДС позвонили в 13.38. Напомним, к этому времени уже полтора часа как было известно о сбитом ребенке на 292 км железной дороги, но почему-то никто из диспетчеров не соединил воедино два события – пропажу и наезд.

В начале третьего 15 добровольцев отряда «Волонтер-НН» с четырьмя собаками выдвинулись на восьми машинах из Нижнего Новгорода в сторону Шонихи. В соцсетях и средствах массовой информации начали появляться первые сообщения о том, что требуются дополнительные силы из числа добровольцев.

Но уже через сорок минут, когда отряд волонтеров был еще в пути, стало ясно, что искать уже никого не нужно. Часть отряда вернулась в Нижний Новгород, остальные поехали на место ЧП.

Лёню можно было спасти?

Итак, если наша восстановленная фабула событий верна, то между сообщением родственников о пропаже ребенка и трагедией на 292 километре было какое-то время. Но очень небольшое. Счет шел даже не на минуты – на секунды.

«Репортёр-НН» связался с двумя наиболее авторитетными специалистами  в сфере поиска людей – командиром отряда «Волонтер-НН» Сергеем Шухриным и командиром поисковой группы 8-го отдела ГУ МВД по Нижегородской области Александром Челышевым – чтобы задать главный вопрос: как нужно было действовать в этой ситуации? Оба командира придерживаются противоположных взглядов на организацию поисков – но сходятся в главном.

– Если бы бабушка с дедушкой вовремя позвонили в полицию – и нам, соответственно, – мы смогли бы быстро, в течение часа организовать выезд, и возможно, ребенок бы просто не успел уйти так далеко по «железке», – говорит Сергей Шухрин.

– Шестилетняя практика поиска детей показывает, что как правило виноваты родственники, – вторит Александр Челышев. – Надо немедленно информировать правоохранительные органы. Сегодня уже никто в полиции не скажет «приходите на третий день», сотрудникам всё объяснили, тех, кто не понял - уволили.

А вот дальше советы специалистов различаются диаметрально. Лидер «неофициального» волонтерского движения Сергей Шухрин считает, что в ситуации, когда дорога каждая минута, любая помощь – благо:

– Если бы сразу же после сообщения родственников по деревне Шониха проехала машина с громкоговорителем (примерно такая, какую мы сейчас делаем) или хотя бы просто полицейская машина с микрофоном – и сказала бы: «Товарищи жители! Просим вас всех срочно выйти на поиски ребенка, который пропал примерно час назад!» И поставила бы задачу: перекрыть подступы к дорогам и водоемам. Тогда тоже возможно было бы его спасти.

Примечательно, что жители дачного поселка примерно так и сделали: по свидетельству очевидцев, они шли по лесу и болотам цепью, кричали «Лёнечка! Мама тебя ждет! Иди покушать!» Выходили и на железнодорожное полотно – но уже после 12 часов.

С точки зрения представляющего позицию МВД Александра Челышева, такие действия в корне неверны.

– Главное – не заниматься самодеятельностью! – категорично заявляет Челышев. – По закону, розыском пропавших, а тем более детей, занимаются специализированные подразделения МВД. При поступлении заявления о пропаже поднимаются эти подразделения. У них есть алгоритм, регламент действий. А когда родители, выпучив глаза, бегают – они, во-первых, затаптывают следы, а, во-вторых, теряют время. Чем быстрее будут проинформированы все службы, задействованы средства массовой информации – тем лучше. Люди думают, что они вот сейчас побегают и найдут, а в итоге начинают истерить и обвинять всех и вся. А обвинять нужно самих себя!

Безусловно, действия, к которым призывает людей Александр Челышев – оперативно заявить и ждать – выглядят более разумно, но только при одном «если бы». Такая модель поведения была бы хороша, если бы у нас идеально работала система поиска. Впрочем, оппонент Челышева Сергей Шухрин считает, что самоуспокаиваться и перекладывать всю заботу о поисках на оперативные службы в любом случае нельзя – по его словам, «во всех нормальных странах» население поднимается как один по первому же призыву.

Ну, а как на самом деле работает наша система поиска, трагедия мальчика Лёни показала максимально наглядно.

– Масса вопросов к ЕДДС, – старается сдерживаться Шухрин. – Почему они почти четыре часа не могли идентифицировать, понять, что [пропавший и сбитый мальчик –] это тот же самый ребенок? Восемь машин, 15 добровольцев два часа по пробкам туда летели – и узнали обо всем уже на подъезде! Ну, и еще одна ремарка, со слов наших волонтеров, которые приехали на место. Ребенок лежал там три часа под солнцем – ни у кого мозгов не хватило его накрыть сразу! Ходил полицейский полковник, не знал, куда себя деть, и ходил какой-то эмчеэсник, который сказал, что он не на дежурстве, но приехал! И оба не знали, что со всей этой ситуацией делать.

 

Александр Пичугин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
Реакция на пригожинский мятеж в Нижегородской области
Ольга, 09:43, 06 июля 2023
Событие страшное и трагическое. Спасибо Князеву за бесстрашный анализ и итог происходящего...
toup