Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
В чём могут соревноваться машинисты электричек так, чтобы конкурс был меньше похож на профанацию, и больше отражал реальные проблемы, встречающиеся в жизни? Как выяснилось, большинство конкурсных заданий, хоть и малопонятны, но вполне близки пассажирам. Электричка проходит разные станции, платформы где-то длиннее, где то короче, высокие и низкие – и именно от профессионализма машиниста зависит, где он остановит состав, чтобы выйти и войти можно было безопасно и удобно. Тоже, казалось бы, казённые фразы из инструкции, однако за ними то, что словами рассказать сложно и о чём конкурсанты, лучшие машинисты электропоездов со всех дорог, бойко дискутируют в ожидании своей очереди. Как чувствовать тормоза? Как ощущать габариты кабины? Как быстрее и точнее остановиться? Вспоминают смешные случаи, нервно смеются, а сами ждут результатов очередного конкурсанта.
«Доезд до планки» только выглядит простым. Нужно отъехать для разгона, набрать скорость около 15 км в час и определив на глаз расстояние, начать тормозить так, чтобы автосцепка головного вагона оказалась как можно ближе к планке. И это притом, что, когда подъезжаешь близко – планку из окна кабины уже не видно.
Машинист рельсового автобуса из Подмосковья Александр Гончаров на таком конкурсе впервые, но особенно не волнуется:
– Настроение бодрое, ребята с других дорог боевые, интересно и весело сегодня! Конкуренция конечно есть, но такая… рабочая, товарищеская. Если кто-то не справляется – переживаем все вместе.
Александр Гончаров
Чтобы подзадорить ребят, один из инструкторов показывает на телефоне утренний, уже нашумевший случай, когда начальник моторвагонного депо Горький-Московский, Олег Бадан, проверяя конкурсные объекты, решил сам попробовать доехать до планки, и остановил электричку практически вплотную, буквально за несколько сантиметров.
– Попробуем так же, – неуверенно говорит один из машинистов. – Он с первого раза так остановился?
Но остановки идут с переменным успехом. Кто-то перестраховывается, не доезжая несколько метров, кто-то сшибает планку. Всё как в спорте, только в случае ошибки на кону не медаль в соревнованиях, а уверенность машиниста в собственных силах. А в перспективе это ещё один фактор безопасности пассажиров.
Рядом в рельсовом автобусе Ра-2 другая команда машинистов ищет неисправности и общается жюри. В кабине «Рашки», как называют её железнодорожники, тесно. Судьи, журналисты, операторы и конкурсант, ищет поломку под приборной панелью.
Дмитрий Сосновский, начальник Лихоборского подразделения Московского учебного центра профессиональной квалификации:
– Задание у конкурсантов чёткое: найти все неисправности в рельсовом автобусе. Чем быстрее, тем лучше. Максимум 10 минут на всё. Ну, и часть скрытых заданий мы конкурсантам озвучиваем по ходу. Например, продемонстрировать клиентоориентированность. Ведь у него пассажиры в вагоне, они волнуются, когда неисправность какая-то обнаружилась, и он должен бесконфликтно с ними пообщаться, успокоить, объяснить. Это тоже часть задания. И да, все неисправности и задания – из жизни, всё это происходит иногда и к этому нужно быть готовым.
Дмитрий Сосновский (в центре) среди членов комиссии
Евгений Копытов, машинист электропоезда с Южноуральской железной дороги, задание с планкой уже выполнил, условные неисправности нашёл и спокойно объясняет журналистам, как он понимает тонкость и сложность работы машиниста:
– Внимательность – самое главное. Если начинаешь вспоминать, что нужно делать, чтобы безопасно водить электропоезд, то это долго перечислять, много там всего. Но мы про пассажиров помним всегда. Едешь – и всё время помнишь, что за спиной у тебя люди. Если бояться будешь – никакой безопасности не будет, поэтому мы не боимся, не положено нам.
Евгений Копытов
Лучшим машинистом электропоезда стал в итоге Сергей Сейнов, Приволжская дирекции моторвагонного подвижного состава, в общекомандном зачёте победили машинисты Северной железной дороги, они же и увезли с собой право проводить следующий конкурс у себя.
Конкурсантам всё нужно делать быстро. И неисправность найти, и устранить её, и прибежать обратно в кабину.
Приглашая журналистов на конкурс машинистов электричек, компания РЖД пытается поднять престиж своих рабочих профессий «во внешней среде», об этом открыто говорится. Возможно, продемонстрированное мастерство конкурсантов и в самом деле привлечёт на железную дорогу энтузиастов и вернёт профессии былую славу и популярность.
Здесь важно понимать, чем именно стоит этот престиж поднимать. Высокий класс и профессиональные качества машинистов российских железных дорог сомнения не вызывают, однако это давно не самая высокооплачиваемая и престижная профессия на железных дорогах, как было когда-то. Но по-прежнему одна из самых ответственных с точки зрения безопасности. Садясь в поезд, помните, кто вас везёт. Это не вагоны и колеса, а люди. Такие же, как мы с вами.
Роман Голотвин