Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Наверное, это хорошо, что власть не отмахивается, а приглашает стороны к диалогу, пусть и несколько запоздалому. Впрочем, судьба сквера обсуждалась с местными жителями и прежде, и даже два раза, напоминает начальник районного отдела благоустройства Максим Смертин:
– В апреле были проведены две встречи с населением, на которых были определены задачи по благоустройству данной территории. По вопросу о зеленых насаждениях была проведена экспертная оценка – все деревья были пронумерованы, каждому дано описание. Эти данные вошли в основу проекта, по которому вырубке подлежат 50 деревьев. Как вы видите, в основном это старые, возрастные деревья.
Но, по словам градозащитницы Марии Поповой, которая участвовала во всех слушаниях, если бы на этих встречах поднимался вопрос о вырубке деревьев, вряд ли люди одобрили бы эти преобразования.
– Произошел сбой системы, – говорит Попова. – Потому что когда мы на первой встрече обсуждали – жители Нижегородского района просто накидывали идеи. На втором обсуждении эти идеи превратились в проект, точнее, некое ТЗ для проекта. И сбой произошел на последнем этапе, когда третье, итоговое слушание, прошло в закрытом режиме.
При этом проект получился затратным: только на одни дорожки выделяется 40 миллионов рублей (для сравнения, всё благоустройство парка «Дубки» в этом году «тянет» на 30 миллионов). Но при этом при сносе 50 деревьев взамен будет высажено только 13.
Куратор проекта, руководитель «Института развития городской среды Нижегородской области» Дарья Шорина подтверждает, что вырубка и обустройство пешеходных дорожек между собой не связаны:
– Обустройство дорожно-тропинчатой сети не требовало никакой вырубки зеленых насаждений. Это решение принято на основании экспертной оценки дендрологов, ландшафтных специалистов, проектировщиков.
– Никакая оценка не натягивалась искусственно, мы давали трезвую оценку! – убеждал журналистов руководитель организации-оценщика Олег Коржаков. – И как вы можете увидеть, те деревья, которые здесь выпилены – они все гнилые. Это те деревья, которые могли при неблагоприятных условиях, допустим, чью-то жизнь унести.
Попутно выяснилось, что так называемые «деревья под реконструкцию» из проектной документации – это те же самые сухие деревья. Тут уже запутались все, даже эколог Асхат Каюмов, которого привлекали для независимого контроля:
– Мне говорят [исполнители]: деревья сносим, чтобы проложить дорожки. Проектировщики говорят: дорожкам деревья не помешают. А жители сегодня говорят: а мы вообще не хотели дорожки! Ребят, какой вариант правильный? Все делалось так стремительно, что мы накосячили во многом. Надо сейчас из этого выносить урок.
Нынешняя брусчатка на центральной дорожке сквера, по мнению Асхата Каюмова, еще вполне крепкая, замена не требуется. Но она будет!
– Сейчас уже можно только плакать о деревьях, которые были посажены в 30-х годах, – говорит активный местный житель Павел Носков. – На данный момент хочется тормознуть всё, что еще не сделано, и пересмотреть проект в принципе. Если не выкладывать гранитной брусчаткой дорожки, наверное, еще деревьев 10 можно посадить.
Но архитектор Дарья Шорина, оценив активность Носкова и обменявшись с ним номерами телефонов, всё же предложила поднимать вопрос о дополнительных посадках деревьев уже при выполнении второго этапа благоустройства в 2019 году. По мнению Асхата Каюмова, главный урок, который следует вынести из этой истории – нужно более обстоятельно информировать людей о том, как будет выглядеть не только конечный, но и промежуточные варианты благоустройства.
По словам активиста Алексея Волкова, такая же рассогласованность действий власти и жителей наблюдается при реконструкции сквера в центре Сормова
А пока все участники этой дискуссии под объективами камер остались «при своих». Экскаваторщик, выждав паузу на время интервью, снова завел мотор и принялся выковыривать очередной пенек.
Александр Пичугин