Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.

Бородатый анекдот про «обком звонит в колокол» сегодня может вызвать лишь сардоническую улыбку, так как звон этот выходит похоронным. Градозащитники готовятся объявить траур по паркам и скверам, где фактически узаконено строительство культовых заведений. Священнослужители тем временем уже листают проекты будущих церквей, подыскивая обоснования по количеству будущих приходов. И это один из немногих случаев, когда не знаешь, что тут сказать: аллилуйя или аминь.
Автозаводское благочиние — самая перспективная территориальная единица нижегородской митрополии. В 90-годах здесь не было ни одного намоленного места, за исключением церкви в Гнилицах. А это почти 10 км от центра района: вот такая длинная дорога к храму. Прошло всего 20 лет, и РПЦ преодолела автозаводское «безбожие»: церкви появились на улицах Дьяконова, Фучика, Мончегорской, в поселке Доскино, на Новостригинском кладбище, проспектах Ильича и Молодежный. Последний храм, расположенный между 43 и 52 кварталами, называется «Прибавление ума». С его введением, кстати, в очередной раз прибавилось и число православных строек. Зона «религиозного покрытия» расширилась за счет закладки церквей в микрорайоне Юг, на улице Смирнова и снова в Доскине. Всего, по словам митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, в Автозаводском районе планируется построить 35 культовых объектов. Владыка сослался на патриарха Кирилла, который считает, что на 10 тысяч жителей ( заметьте, жителей, а не православных) должна приходиться одна церковь.
- Конечно, надо строить, - кивает головой прихожанка Никольского храма Валентина. - Это духовное возрождение. Почему пивнушки можно строить, а церкви нельзя? Не понимаю тех, кому это может не нравиться. Возмущаются только одержимые бесом, я так считаю. А нормальный человек, даже не воцерковленный, слова дурного не скажет.
Встреча нижегородского митрополита с редакторами региональных СМИ, которая состоялась на уходящей неделе, лишь подогрела споры о масштабах "срастания" светской и церковной власти. В последнее время их разделение, зафиксированное в Конституции, носит лишь формальный характер. После известного случая, когда местная епархия расплатилась с подрядчиками молитвой на сумму в 300 тысяч рублей (это соглашение было одобрено решением арбитражного суда!), удивляться церковно-государственному слиянию, как и монетизации веры, не приходится. А уж новость о том, что администрация Нижнего Новгорода доверила священникам разработать проект планировки кремля, являющимся памятником федерального значения, теперь и вовсе кажется обыденной: кому как не батюшкам заниматься вопросами градостроительства? "Сам Бог велел".
«РПЦ чувствует себя в неком привилегированном положении и, наверное, ей кажется, что не без оснований. Потому что православие — это религия, которую исповедует большинство россиян, - предполагает политический обозреватель Сергей Пудов. - Если в советские годы государство нападало на церковь, отвоевывало у неё собственность и брало в «плен» священников, то в последние годы оно бросилось в другую крайность, отдавая Церкви, если не всё, то очень многое».
Про религию и образование даже вспоминать не будем— это отдельная тема, в которой теперь сложно понять, где богово, а где кесарево. Ну, к примеру, зачем в обязательную программу вводить изучение церковнославянского языка, о чем сегодня высказалась патриархия? Может быть, лучше изучать живую лингвистику или хотя бы язык программирования? Получается, «речь» литургии, которую раньше преподавали лишь в воскресных школах, сейчас важнее современной науки.
Союз галстука и кадила стал настолько многогранным, что интересы Церкви проникли даже туда, где раньше колокольный звон и не слышали. Например, в парки. «Репортёр-НН» уже рассказывал, как депутаты ОЗС поставили на зеленых зонах православный крест, фактически, вступив в противоречие с федеральным законодательством. Помимо застройки трёх скверов в Нижегородском, Автозаводском и Сормовском районах Нижнего Новгорода, митрополия косвенно заявила о более активном освоении светского пространства. Вопрос только в том, хватит ли места?
«Возможно, в дальнейшем передача зеленых зон под строительство религиозных объектов продолжится, так как закон, разрешающий капитальное строительство в парках и скверах, региональные законодатели отменять не планируют, а других свободных земель в городе попросту нет, - отмечает председатель союза попечительских советов парков Нижнего Новгорода Мария Попова. - Основной аргумент властей сводится к тому, что по закону можно застраивать до 30% территории. На официальном сайте областного правительства размещен реестр озелененных территорий. Известна только общая площадь рекреационных зон, данные о фактической озелененной территории отсутствуют. Определить какая часть парка или сквера уже застроена и заасфальтирована и можно ли ее застраивать дальше - не представляется возможным».
Фото Ильи Мясковского
Для России, где подчеркивается равенство религий, разрешение на застройку парков церквями, по сути, касается всех конфессий. Однако планы почему-то пока верстает только РПЦ. Вместе с тем остальные религиозные общины, несмотря на свою многовековую историю, связанную с Нижнем Новгородом, до сих ютятся в тесных помещениях. И если паства РПЦ в своем численном количестве более-менее стабильна, то, например, верующих мусульман, перебравшихся в наш город из республик Средней Азии и Кавказа, за последние 10 лет стало заметно больше.
«У нас не так давно зарегистрировали «Храм летающего макаронного монстра». Можно сколько угодно говорить, что это не религия, что ребята прикалываются. Но их минюст официально зарегистрировал как религиозную организацию, - напоминает гуманитарный технолог Константин Барановский. - Давайте они построят по всему Нижнему Новгороду свои храмы, потому что их тоже должно быть, допустим, по одной единице на 10 тысяч жителей. Почему нет? Почему у нас в Нижнем Новгороде всего одна синагога, одна лютеранская кирха, одна Армянская апостольская церковь, одна Грузинская церковь, один католический храм? Почему речь идет только о РПЦ, при всем большом уважении к ней? И, конечно, у меня есть другой, не менее важный вопрос: а где они возьмут столько земли? Ведь сейчас она принадлежит муниципалитету. Соответственно, по законодательству должен быть конкурс, какие-то технико-экономические обоснования. Подчеркну, я не против православия или какой-то другой религии, я просто за Конституцию, закон и разумные взвешенные решения».
Между тем, любой прихожанин является ко всему прочему еще и пациентом городских больниц и поликлиник, а его дети ходят не только в воскресные школы, но и в государственные образовательные учреждения. И если взглянуть на карту всё того же Автозаводского района, то мы можем найти некий диссонанс между этими духовными и телесными ценностями. Например, у стен городской больницы № 40 уже заложен храм в честь великой княгини Елизаветы, рассчитанный на 600 человек. Почему на больничной территории строится культовое сооружение, а не новый медицинский корпус, вопрос риторический. Особую остроту он приобретает , если посмотреть на сокращение коечного фонда и появление очередности на госпитализацию. Наиболее остро в районе стоит вопрос с оказанием паллиативной помощи: чтобы попасть в отделения сестринского ухода, нужно ждать около полугода, а то и больше. Возможно, открытие молельной комнаты, как это сделали в больнице № 13, одновременно бы решило и миссионерскую задачу РПЦ, и позволило бы минздраву и дальше развивать старейшее лечебно-профилактическое учреждение Автозаводского района.
Закладка храма около больницы № 40 состоялось еще год назад. Фото nne.ru.
Духовные скрепы сомкнулись и по адресу ул. Дружаева, 3а, где раньше находился детский сад. Как это часто случалось в 90-х, его закрыли, а здание передали под домовую церковь в честь Серафима Саровского. Судя по официальному сайту прихода, функционирует она и в наши дни. Не изменился и юридический адрес религиозной организации, до сих пор «прописанной» на Дружаева, 3а. И это несмотря на то, что всего в 5 минутах ходьбы от бывшего детсада переливаются колоколами Никольский собор и церковь Святой Татианы. Почему помещение не вернули в систему дошкольного образования, никто не знает. Наверное, потому что духовное возрождение обратной силы не имеет.
А тем временем муниципалитет, залезая в долги, продолжает строить новые садики и имитировать социальный ренессанс. Возможно, такая же судьба постигнет и наши парки, озеленение которых едва будет поспевать за вырубкой деревьев. Как говорится, сохрани и помилуй.
Александр Седов
Помочь сайту