Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
- Алексей Липович, новость с заголовком «Алексей Гойхман уходит из Думы Нижнего Новгорода» я символично прочитал в пазике по дороге домой. Почти как в песне «Это не шутки, мы встретились в маршрутке». Это, правда, не шутки?
- Никаких шуток. Это решение совершенно взвешенное, спонтанным его назвать нельзя. Я давно об этом думал. И вот созрел.
- А причина какая? Просто так «партбилет» на стол ведь не кладут.
- Причина не одна, их несколько. Усталость, негативный фон, давление – вот это всё. Позитива-то не было в последнее время, дефицит с этим. Хотя чего я говорю? Был позитив – от работы на округе. Могу смело сказать – мне не стыдно смотреть своим избирателям в глаза. Люди благодарны, их дети благодарны – я это вижу на ёлках, которые мы сейчас проводим. А что касается работы внутри комиссии по транспорту, председателем которой я был 13 лет, то там было много негатива. Да и в самой думе, не только в той комиссии, откуда я вышел, тоже стало тяжело. Говорю только за себя, может, у других не так.
- Это разве случилось в один день? Когда именно произошел переломный момент – «я устал, я ухожу»?
- Где-то недели две назад я стал думать: а ради чего это всё?! Работа депутатом отнимала у меня крайне много времени – даже больше, чем основная работа. С приходом в администрацию города нового руководства общественная нагрузка увеличилась в разы. Особенно за 2 недели до каждого заседания Думы – руки до основной деятельности у меня вообще не доходили. Постоянные собрания, совещания, сборы, встречи, фракции, советы… Но это полбеды в моем возрасте, а мне, замечу в конце декабря 61 год стукнет. Я перестал видеть внука с внучкой. Вот это главное.
И в то же время все говорят – депутаты такие-сякие. А что депутаты?! Денег в думе за общественную нагрузку не платят – даже председателям комиссий. Но дело даже не в деньгах: жизнь-то проходит, а я её не вижу. Подумалось: какой я сам себе подарок на день рождения могу сделать? И я понял, что самый большой подарок – если сложу полномочия. Так что ответ на ваш вопрос: хочу покоя, вот и ухожу из Думы. Было бы здорово - насладиться наконец свободным временем.
- Ваш уход совпал с назначением депутата Дмитрия Краснова на пост замгубернатора, с таинственной пропажей и чудесным возвращением Сергея Каргина. И сразу думается: что-то с депутатским корпусом не то. Скажите, дума образца 2005 года, куда вы впервые баллотировались, и Дума сегодняшняя – это два разных парламента?
- Сложный вопрос: та или не та? Дело в другом. В последнее время из слова «депутат» сделали что-то негативное, плохое. Посмотрите, что пишут в серьезных СМИ, как подают этот образ в юмористических программах. Население всё это видит, и доверие такая информация не добавляет. Конечно, на округе ситуация другая, там видны конкретные дела. А за пределами округа – нападки, наезды, подозрения. Я сейчас вообще говорю про депутатов, не только про себя. И мне это, честно, не нравится. Потому что это несправедливо. В 2004 году я стал сопредседателем благотворительного фонда «Нижегородский». Три созыва отработал честно, параллельно вместе с фондом сделали много нужных дел: и сбор крови для переливания, и реабилитация детей, не буду выставлять все заслуги напоказ. Это просто пример. Так вот я к чему подвожу? Есть много того, что было сделано за прошедшие годы – доброго, хорошего, полезного. Но это осталось в тени слова «депутат». Да и обстановка в Думе сейчас подавляет – из-за предвзятого отношения, информационного фона вокруг депутатства.
- Но ведь просто так негатив в отношении депутатов не возникает. Взять, к примеру, тот же общественный транспорт. Люди как рассуждают: порядка в этой сфере нет, тарифы растут, вечером не уехать, одни обещания! Кто там у нас 13 лет был председателем профильной комиссии? Алексей Липович Гойхман. Вот вам и негатив. Как говорил товарищ Каганович, у каждой недоработки есть фамилия, имя, отчество и должность. И это не только про депутатов, это вообще про власть.
- Я даже не хочу это комментировать. Умные люди понимают, что такой подход – дурь, а глупые пусть считают, как хотят. Председатель комиссии не занимается оперативной работой по управлению транспорта, он-то причем? Да, контроль с нашей стороны за сферой действительно был. Некие стратегические проекты мы готовили совместно с дептрансом, обсуждали, спорили, искали выходы из сложившихся ситуаций. Персонально и единолично я общественным транспортом не руководил. Да и дело не в том – руководил или не руководил. Вопрос в другом: а всё ли так плохо на транспорте?! Только непрофессиональный человек, который вообще незнаком с этой сферой, может сказать, что транспорт у нас работает плохо.
- Выходит, хорошо работает?
- Ну вы бросаетесь в крайности. Давайте скажем главное: в это нелегкое время мы смогли сохранить общественный транспорт – все его виды! Этим далеко не каждый российский город может похвастаться. Мы сохранили два муниципальных предприятия: «Нижегородское метро» и «Нижегородэлектротранс». А третье МП - «Нижегородпассажиравтотранс» - мы в состоянии банкротства приняли у области в 2013 году. Вспомните, с какими долгами мы его принимали, с каким подвижным составом, на каких условиях! И посмотрите – как сейчас всё изменилось. За 5 лет мы смогли обновить парк автобусов НПАТ почти на половину, сумели капитально отремонтировать 30 вагонов трамваев, купить новые вагоны метро. Это всё за последние годы! А если брать 13-летний отрезок времени, то было сделано ещё больше. Мы заставили частных перевозчиков на 50% заменить свой подвижной состав. Город построил две станции метро – «Горьковскую» и «Стрелку». Конечно, большие заслуги тут у областного правительства, но и внутри муниципалитета мы делали всё что могли. И наша комиссия была в гуще всех этих событий. Я убежден, что говорить «караул, кругом всё плохо» может только человек, настроенный на полный негатив.
- В футболе, где в качестве президента ФК «Нижний Новгород вы тоже нашли приложение сил, есть такое выражение: валидольный момент. Как часто в транспортной комиссии вам приходилось браться за валидол? Была такая ситуация, которую вы вспоминаете как крайне напряженную, от которой зависело буквально всё?
- Была, конечно. Года три или четыре назад мы решали – какой должна быть пропорция частного транспорта, а какой – муниципального? Это ведь очень принципиальный момент, от которого строится вся экономика, механизмы хозяйствования и всё остальное. Надо было найти оптимальный вариант, чтобы у муниципалитета было поменьше затрат. Потому что бюджет у нас – сами знаете какой.
- Не знаю, какой?
- Бюджет оставляет желать лучшего, денег на всё не хватает. Отсюда и желание найти «золотую середину». Нам надо, чтобы общественный транспорт работал стабильно, а затраты на него у казны были сбалансированными – не запредельными. Мы долго искали этот самый баланс. Я предложил так: 50% - у муниципальных перевозчиков, 50% - у частников. Потом эту константу взяли за основу стратегии развития транспорта. Я считаю, мы не ошиблись. У нас развиваются обе эти половины, новый подвижной состав появился и там, и там. То есть развитие идет не ущерб кому-то или чему-то, а в дополнение друг другу. Если бы мы тогда это дело спустили на тормоза, то сейчас бы все ездили на ПАЗ 3205.
- А есть то, о чём жалеете? Что бы поменяли или исправили, будь такая возможность?
- Сейчас сложно что-то такое вспомнить. Нет, наверное, ничего бы не стал менять.
- Вернусь в причинам вашего ухода. Многие, наверное, вспомнили про ООО ТП «Нижегородец», к которому налоговые органы имеют претензии чуть ли не на миллиард. Не могу не спросить вас: имеется ли связь между этими двумя событиями?
- Тут вообще связи нет. Я 8 лет не являюсь учредителем «Нижегородца». В 2008 году я вышел из руководства фирмы, так как занялся ФК «Нижний Новгород». А 1 ноября 2011 года вообще продал свою долю. Понимаете, мне неинтересно это: быть учредителем, но не быть руководителем компании. Я привык за свои поступки отвечать, а там так не получалось уже в новом статусе. Считаю, что я правильно тогда поступил. Да и какая может быть тут связь с «Нижегородцем», даже фантомная?! Как мне известно из прессы, там проблемы уже решены, или вот-вот будут решены. Нет, поверьте, «Нижегородец» тут вообще не при чем.
- Что скажете на прощание коллегам, избирателям, пассажирам? Или это будет уход по-английски?
- Нет, зачем нам английский? Уйду по-человечески. Пожелаю городу процветания, коллегам-депутатам – удачи. Она им понадобится. А сам – недаром раньше был президентом футбольного клуба – буду болеть за их работу. Я серьезно, без иронии. Готов помогать, если будет нужен мой совет. Мой телефон включен 24 часа в сутки – пожалуйста! Ну и, конечно, всех с наступающим Новым годом! Мира, добра и ещё раз удачи!
Александр Седов
Помочь сайту