Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
- Ринат, перед интервью я прочитал немало публикаций о вас и, не скрою, был очень впечатлён. Всё-таки подарить половине России мечту о транспорте будущего — это почти сопоставимо с планами Илона Маска. Как вас правильно представить: филантроп, предприниматель, урбанист, транспортник или просто романтик?
- Думаю, что правильным будет — предприниматель.
- Договорились. Тема метро для любого города-миллионника — это всегда мечта, причем мечта несбыточная, учитывая местные бюджеты. Чем принципиально отличается ваш проект от привычных скоростных рельсовых систем?
- С технической точки зрения - это такое же надземное метро на эстакаде, как во всех развитых странах. Подобные системы уже работают в Нью-Йорке, Париже, Берлине...
- Но, позвольте, бесплатное метро для любого транспортника - это оксюморон. Что-то типа горячего снега, живого трупа и так далее. Где же закопаны миллиарды для строительства метрополитена?
- Доходы метро будут в конечном итоге от потока пассажиров через новые станции. Чем больше пассажиров, тем больше платежей, которые поступают от арендной платы за коммерческие помещения, входящих в состав этих станций. Вы же не платите за пользование социальными сетями и поисковыми системами.
Бутовская линия в Москве - единственный в России пример строительства легкого метро
- Бывали ли вы в Нижнем Новгороде? Если да, то как оцениваете нашу транспортную ситуацию?
- Не бывал. Понимаете, транспортная ситуация во всех крупных городах сходная. Метро ваше перегружено и управляется неэффективно. На дорогах пробки не только в часы-пик, но уже и в другое время. Общественный транспорт представлен в основном маршрутками, как в развивающихся странах. Государственный транспорт постепенно приходит в упадок.
- Что вы предложили нашей мэрии?
- Мы предложили построить с нуля рельсовую систему на эстакаде, ее длина может составить около 80 километров. Это примерно 50 станций. Общие затраты оцениваются ориентировочно до 24 миллиардов рублей. Линии пойдут ещё для связи близлежащих городов с Нижним Новгородом. В Дзержинск, например, и другие пригороды. Детализацию маршрутной сети предполагалось разрабатывать на следующем этапе продвижения проекта.
- Про содержание нового метро я понял. А где взять 24 миллиарда рублей на его строительство? Это инвестиции, которые уже есть на примете, или это кредиты, или с миру по нитке - с горожан по алтыну?
- Это банковские кредиты, выпуск долговых ценных бумаг и прочие источники частного финансирования с публичного финансового рынка. Проект окупается за 2 года. Поэтому возможно обойтись краткосрочным финансированием без выпуска акций.
Еще раз повторю, что надземка будет строиться без привлечения государственного бюджета любого уровня. Только за счет частных денег.
Столица Эфиопии Аддис-Абеба - одна из беднейших столиц мира. Тем не менее, здесь смогли построить систему легкорельсового транспорта. Фото news.cn
- И каков был ответ наших чиновников?
- Администрация Нижнего пытается «доить» федеральный бюджет для строительства метро. Но там таких желающих еще больше десятка со всей страны. Поэтому реакция ваших чиновников была отрицательной. Оно и понятно: появится частное надземное метро и тут же вскроется неэффективность управления подземным метрополитеном, невозможно будет торговаться с федеральным бюджетом по поводу его строительства.
- А почему для муниципалитетов метро — это своеобразный «клондайк»? Как думаете, тут вопрос престижа или большая ёмкость для коррупции?
- Не секрет, что подземные работы всегда являются уникальными. А проверка обоснованности затрат - задача крайне сложная. Ну и, конечно, отсутствие конкуренции из-за монополии на подземные работы. Вот и считайте...
Такими когда-то были планы нижегородских властей. Сегодня за федеральный счет строится только станция "Стрелка"
- Нижний Новгород — не единственный город, где вы пытались построить частный метрополитен. Не получилось именно поэтому?
- Да. Кроме того, все мы видим личный интерес в существовании коммерческих маршруток.
- Над чем вы сейчас работаете и как собираетесь дальше «двигать» свой проект?
- Двигать проект надо с помощью горожан. Следует провести во всех городах референдумы о частном надземном метро. Тогда властям придется разрешить строительство, либо столкнуться с сильным недовольством населения.
- Но, давайте начистоту, россияне — народ флегматичный. Какой уж тут референдум, если многие не могут собраться и выбрать старшего по подъезду?! Или я ошибаюсь, и вы уже получили народную поддержку?
- Люди нас активно поддерживают на нашем сайте «Новое метро Нижнего Новгорода». Общественный транспорт - вторая после ЖКХ по величине проблема, которая заботит жителей всех без исключения крупных городов России. Надеюсь, у нас всё получится.
P.S.: А что думают эксперты по поводу частного метро в Нижнем Новгороде? Расскажем завтра!
Александр Седов
Помочь сайту
Но возможно, мы просто уже отвыкли от хороших идей.