Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Развешивали вчера в классе младшей рисунки к девятому мая. Вдвоём с Настей, мамой лучшей подружки Стешича. Нужна была помощь, я и вызвался , учительница у Стешича золотая, да и Настя очень человек хороший.
Надо сказать, я был специально настроен деидеологизированно в этот момент, просто внимательно разглядывал рисунки - и вот что увидел.
Дети выполнили задание. Они тщательно изобразили сюжеты, которые им оттранслировали, почти всё просто механистично перерисовано с открыток, и это заметно. В этой теме нет свободы творчества и какого либо эмоционального отклика.
Звёзды, вечный огонь, огромная цифра, перепоясанная лентой. Одна девочка нарисовала почему-то одинокий танк.
Вот в-общем-то и все сюжеты. У этих детей уже нет живых воевавших прадедов, которых можно было бы изобразить, а это было бы, пожалуй, единственной возможностью искреннего, а не инсталлированного извне отклика ребенка на тему. Восьмилеткам стараются привить вовлеченность, но её нет.
Это не хорошо и не плохо, это никак.
Энергетика эмо-отклика равна нулю.
И совсем другое дело, когда им задают рисунки на тему природы, например.
Вчера же, перед школой наблюдал марширование третьих классов, в пилотках и с песнями. Кстати, антивоенными:
Рядом, рядом радость и беда,
Надо, надо твердый дать ответ:
Солнечному миру - да, да, да!
Ядерному взрыву - нет, нет, нет!
Согласитесь, немного забавно слышать эту песню в то время, как экс-президент страны, а ныне зампред Совета Безопасности истерично грозит западным столицам ядерными смерчами возмездия.
Я, кстати, опять же весьма дзеново отнесся к маршированию третьеклассников - там, как и в рисунках, не наблюдалось никаких эмоций. Просто шагали и пели, с весьма отсутствующими взглядами, а мысли их были вероятно в этот момент то ли в Хогвартсе, то ли рядом с Пикачу.
Зато командовавший ими старшеклассник явно был на эмоциональном подъёме, с видимым удовольствием выкрикивал "Смирно! Шагом - арш! Тянем ногу, раз-два!" и шипел на не попадающих в такт. Далеко пойдёт мальчик.
Но здесь я не заламываю руки в подобии осуждения, нет. Слегка перефразируя, мы имеем тот исторический момент, который имеем.
Просто у меня случилось дежавю, я как будто метнулся на 40 лет назад, увидев себя и своих одноклассников. Мы точно так же безэмоционально маршировали, пели те же самые песни. Правда, схлопотать люлей за антивоенную позицию тогда, в СССР - это, конечно, был бы сюр ещё тот.
И вот что я хотел ещё рассказать. Нас в классе было четыре друга, у нас было примерно одинаковое отношение к тогдашней реальности и всей идеологической чепухе, сопровождавшей процессы обучения в позднем совке застоя, включая историю КПСС и прочие гигабайты мёртвых знаний.
Однако после окончания школы все трое моих друзей дружно пошли в военные училища. Поскольку тогда считалось, что это престижно и гарантия успешной карьеры. Я же как раз сознательно поступил в политех, дабы откосить от армии, ведь там была военная кафедра и бронь. А у меня было стойкое внутреннее отвращение к военной теме и личной несвободе, вообще.
Кстати, Вселенная тогда весело похихикала - именно с моего года бронь в политехе сняли, и я, уже тогда убежденный пацифист, загремел в ряды ВС.
Связь с двумя школьными товарищами я практически потерял, а с одним, Димой, мы продолжали переписываться, потом созваниваться и даже зафрендились на фейсбуке.
Правда, с определенного момента Дима, ветеран службы политрука в структуре МВД, начал болезненно реагировать на мои мировозренческие посты, а потом и вовсе отфрендился. Или я сам его слил, после того, как он мне прислал ссылку про то, как у Иры Славиной при обыске якобы нашли чуть ли не фашистскую литературу, не помню уже точно. Полный трэш короче.
И вот что я подумал. Мы все росли почти в одинаковых условиях, вместе маршировали на школьном плацу и учили материалы XXV съезда КПСС. Но в итоге выбрали совершенно разные дороги по причинам, которые сложно объяснить линейно, слишком их много, и они глубинные.
И сегодня, если честно, я не особо переживаю, видя марширующих в пилотках детей. У них, как и у нас, потом сработает множество невидимых и скрытых факторов, и на выбранные ими дороги, их личные дхармы, очень слабо скажутся сегодняшние попытки конъюнктурного влияния как школы, так и чего-то ещё извне. Или не скажутся совсем.
Всё будет зависеть в итоге от тех потенциалов, которые уже в них зашиты.
Ну и от родителей, конечно.
Помочь сайту