Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Нижегородский муниципальный пиар — беспощаден и скоротечен, словно детская ветрянка. Раздражение — буквально по любому журналистскому вопросу. Одно лишь отличие — иммунитета к этому «заболеванию» у мэрии нет, почти каждые полгода - рецидивы. Без малого 8 лет пост директора департамента общественных отношений и информации «пунктирно» вакантен. Давайте вспомним всех тех, кто был после Романа Скуднякова: Дмитрий Раскопин, Михаил Ткачев, Сергей Раков, Даниил Смирнов, Роман Амбарцумян. Дольше четырех лет проработал лишь Сергей Раков, остальные полгода-год. И между каждым — несколько месяцев безвластия.
Такое вот поветрие, ну или, как я сказал в начале, ветрянка. Для сравнения, Ирина Тарасова возглавляет городское образование почти 16 лет, а Галина Гуренко руководит управлением по труду и работе с населением 7 лет. Чувствуете разницу?
Несмотря на постоянную смену концепций, «общественный» департамент неоднократно брал высоты в нижегородском пиаре, занимая в лице Управления по работе со СМИ вторую-третью строчку в рейтингах региональных пресс-служб. Но то было в 2013-2014 годах. А потом что-то пошло не так. Самый последний замер pr-ведомств, который перед новым годом представил «ФедералПресс».
Из десяти пресс-служб региона Управление по работе со СМИ городской администрации заняло последнее — десятое! — место.
Журналисты, участвующие в составлении этого рейтинга, написали нелестные комментарии в адрес муниципальных пиарщиков, указав на системные проблемы во взаимоотношениях со СМИ. Вот лишь некоторые отзывы.
— К сожалению, приход Романа [Амбарцумяна] не пошел на пользу. Открытости и оперативности стало меньше.
— С приходом Романа Амбарцумяна подведомственная пресс-служба была фактически демонтирована. Руководство не контролирует внутренние процессы, не стремится к качественной отработке запросов.
— Практически перестали отправлять запросы в пресс-службу мэрии. Отвечают долго (больше недели – это классика), часто – игнорируя конкретные вопросы, в духе «зарисовка на тему». При этом нельзя сказать, что пресс-секретари неграмотные. Просто, как минимум, нужно распределение тем запросов (городское хозяйство, экономический блок) между сотрудниками пресс-службы. А как максимум – [нужен] директор департамента, к чьим просьбам оперативно предоставить СМИ информацию будут прислушиваться нужные журналистам спикеры».
— Катастрофа! Чехарда в руководстве городом привела к почти полной дезорганизации пресс-службы. Работать можно, только опираясь на исполнительность и профессионализм отдельных сотрудников.
— По-прежнему большие проблемы с оперативностью. Но в этом году подтянули качество ответов на запросы. Хотя бы перестали в ответ на запрос присылать старый пресс-релиз.
Медиаконсультант Анна Вингурт обращает внимание, что СМИ — это не 2-3 человека, работающих в той или иной редакции, прежде всего это сам город. То есть канал, через который общественность получает информацию. И если горожане видят её в урезанном виде, то деятельность департамента, в компетенции которого находятся информационное обеспечение работы администрации Нижнего Новгорода, изучение и анализ общественного мнения, полностью лишается смысла и приводит к проблемам. Эксперт также обращает внимание, что у нынешней pr-структуры городской администрации нет стратегии выстраивания диалога с нижегородцами, а тактика сводится лишь к написанию сухих и отстраненных релизов.
— На мой взгляд, Роман Амбарцумян не сумел показать лидеров администрации в работе, не смог их вовлечь в нужные акции и сформировать правильный имидж. Конечно, то, что он должен работать с Казачковой и Герасименко, усложняет задачу, потому что те не выходят к общественности, и департамент, получается, в принципе не нужен. Значит, Роман не может их переубедить — опять же минус в его компетенциях, — убеждена Анна Вингурт. — Вообще, мне не понятно, кто у Амбарцумяна главный герой, где союзники, где оппоненты, где наконец в этой «pr-картине» Нижний Новгород и его интересы?! Как мне кажется, Роман пришел на тихую тёплую должность, выдавать «дистиллированные» релизы и комментарии. А тут оказалась война всех со всеми, он очутился в кризисных условиях. В этом плане ему можно только посочувствовать.
Безусловно, если в муниципальном «организме» есть хронические «болезни», то они в первую очередь заметны на его «лице» - пресс-службе. В таком случае вешать все неудачи на руководителя структурного подразделения было бы не совсем справедливо. В какой-то степени Роман Амбарцумян оказался добровольным заложником в собственном кабинете — с Анной Вингурт здесь сложно не согласиться. И это уже не информационная политика, а просто политика.
Вот уже более двух лет нижегородские СМИ лишены возможности присутствовать на еженедельных оперативных совещаниях, куда имели допуск с начала 90-х годов! То есть пишущие журналисты вынуждены безальтернативно получать официальную информацию из скупых релизов, где все «темные пятна» той или иной городской проблемы загодя «продезинфицированы». Местное самоуправление, которое, как известно, должно быть максимально приближено к горожанам, стало фильтровать сведения о себе, выпуская «на экспорт» только нейтральные оценки и многообещающие планы. Но и это не самое печальное. Средства массовой информации потеряли площадку, где могли не только брать на карандаш цифры и цитаты «без ретуши», но и наращивать собственный бэкграунд. Ваш покорный слуга за 14 лет посещения таких совещаний исписал около 30 толстых тетрадок, маркированных как «Оперативка в мэрии». Там были собраны сведения по перекладке коллекторов, ремонту магистральных дорог, бюджетной росписи, обновлению транспорта и так далее. Это данные почти за полтора десятка лет! То есть целая рукописная «энциклопедия» городского хозяйства. Для журналиста, пишущего о проблемах Нижнего Новгорода, — уникальные сведения. Но такого источника теперь больше нет.
И когда чиновники сетуют на низкое качество публикаций и сюжетов, хочется воскликнуть: «Сами виноваты!» Журналисты показывают теперь только картинку, а вот что она означает, понимают не всегда. Ну или понимают, исходя из письменных комментариев, которые им, опять же, безальтернативно предлагает пресс-служба. А другого выхода к чиновникам у СМИ нет. «No comments», - говорят ньюсмейкеры на просьбы пообщаться с ними в обход профильного департамента.
Дело в том, что около полугода назад — как раз при Амбарцумяне — средства массовой информации полностью потеряли прямой доступ к "обитателям" Серого дома, которые после оперативки отвечали на их вопросы, что называется, «без купюр». Теперь это делается исключительно по письменному запросу . Какого качества ответы на них — видно по результатам рейтинга пресс-служб, представленного в начале статьи. Самое смешное, что чиновники всерьез говорят: «Открытость органов МСУ не пострадала». Да чего уж скромничать — выросла эта ваша открытость.
Осенью из соседнего здания в городскую администрацию пришло письмо с просьбой максимально ограничить общение со СМИ. Дескать, это чуть ли не личная просьба нового врио. И местные пиарщики закрылись от мира, выдавая поздними вечерами лишь ванильные «брызги» сообщений о каком-нибудь конкурсе рисунков на асфальте или о том, как глава района поздравляет бабушку-ветерана с 90-летием. Вот и вся вам информационная политика города-миллионника. Pr-обслуживание Думы и её председателя, как известно, —отдельная история.
Экс-директор департамента общественных связей и информации Даниил Смирнов рассматривает профессиональные неудачи своего преемника через призму системы, в которой тот работает. В интервью «Репортёру-НН» он признался, что аппарат городской администрации «закостенелый и неповоротливый», и ему самому туда было очень сложно встроиться, «отчасти это не удалось». Возможно, ситуация кардинально изменится при новом хозяине Серого дома, который сможет реформировать структуру администрации и преобразовать кинетическую энергию сотрудников в реальный результат работы, а не в его видимость.
—Городской администрации нужны новые люди. Те, что появились год-два назад — это временные люди, пришедшие в определенной политической компромиссной ситуации. Вместо того, чтобы выстроить систему, поменять команду — многим приходилось просто выживать в этом "болоте", — отмечает бывший директор департамента общественных связей и информации Даниил Смирнов. — Сейчас всем руководителям там и даже сотрудникам не до работы: у всех чемоданное настроение и нет мотивации эффективно работать. У людей просто нет стимула. Стиль работы департамента общественных связей как раз и говорит о том, что у людей не горят глаза, нет прогресса и аванса доверия. Отсюда и побочные эффекты, с которыми сталкиваются СМИ. Когда я узнал, что на моё место придет Роман (Амбарцумян — примечание Р-НН), я честно и открыто сказал, что не понимаю, зачем ему это нужно. Это же не его место, и тут дело не только и не столько в профессиональных качествах. Сложно выдать креатив по строгим чиновничьим лекалам, если нет полномочий, мотивации и доверия.
Наверное, этим и объясняется массовый исход рядовых сотрудников из пресс-службы администрации города, который к концу 2017 года принял угрожающие обороты. Из отдела по работе со СМИ ушло более половины пиарщиков! А 2 оставшихся человека чисто физически не могут выполнить задачи, расчитанные на целое подразделение. И это тоже потерпевшие в результате реализации бездумной инфорполитики. Тем не менее департамент, отвечая на запрос «Репортера-НН», сообщает, что работает в полную силу. За пять последних месяцев, к примеру, разослано 1595 пресс-релизов и информационных сообщений, отработано 1510 запросов.
— Для обеспечения связей с общественностью посредством широкого информирования населения о деятельности органов власти был выбран проектный путь. Каждый вызов, каждая крупная тема, будь то изменение тарифов на проезд в общественном транспорте, реализация программ «Безопасные и качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды», привлечение внимания граждан к работе портала Госуслуги, разрабатывается «под ключ» и рассматривается как отдельный кейс с проработкой всех проблемных полей, — отметили в департаменте. — В целом, пресс-служба продолжает выполнять свою главную задачу — обеспечение постоянного присутствия главы администрации Нижнего Новгорода и руководителей структурных подразделений в информационном пространстве.
Но наиболее впечатляет ответ на вопрос о приоритетах в работе со СМИ: «Этот вопрос не находится в компетенции директора департамента». Интересно, а транспортная политика находится в ведении руководителя дептранса?
Решение об отставке Амбарцумяна одновременно ожидаемое и неожиданное. Его плодотворное сотрудничество с Владимиром Пановым, случившееся на кстовских «полях», должно было открыть новую главу в послужном списке Романа, однако, активная работа на стороне «сорокинской команды» лишила нынешнего директора департамента былых конкурентных преимуществ.
Фактический развал пресс-службы также не добавляет ему плюсов. Поговорка “Плохой пиар — тоже пиар” — в данном случае не аргумент.
А вот кто сменит Амбарцумяна на этот посту — интрига, осложненная надеждой. Ну не могут многообещающие проекты Панова игнорировать СМИ и стоящих за ними горожан. Иначе к чему все эти перемены?
Александр Седов
Помочь сайту