Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Лев Лерман: «В тюрьме самый страшный дефицит – это дефицит...
С начала лета 2025 года в Нижегородской области массово фиксируются отключения мобильного интернета. В некоторых районах цифровая связь исчезла полностью — жители лишились доступа к онлайн-услугам, госпорталам, дистанционному обучению, банковским сервисам и даже экстренным вызовам. При этом власти региона, включая губернатора Глеба Никитина, объясняют происходящее «мерами по обеспечению безопасности от БПЛА».
Однако эта версия вызывает всё больше вопросов. Особенно — на фоне уже имевшего место опыта внедрения цифровой инфраструктуры с участием аффилированных подрядчиков и за счёт бюджета, как это было в 2020 году с системой видеоаналитики в салонах красоты.
Весной 2020 года, в период ослабления ковидных ограничений, власти Нижегородской области позволили салонам красоты работать только при условии установки камер видеонаблюдения, интегрированных в систему "Карта жителя Нижегородской области".
Поставщиками выступили "Ростелеком", NTechLab и нижегородская компания "Оптимист". Власти настаивали, что видеоконтроль необходим для соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора — хотя те напрямую такого требования не содержали.

На практике это привело к вполне конкретным результатам:
— навязыванию конкретных подрядчиков;
— значительным расходам для бизнеса: по оценкам участников рынка, до 350–400 тыс. рублей на один салон (включая камеры, серверы, настройку, обслуживание);
— ежемесячным платежам за цифровые сервисы;
— недовольству предпринимателей и правозащитников.
Большинство салонов уже имели собственную систему видеонаблюдения, но региональные власти настаивали на дублирующем оборудовании, подчинённом единой системе аналитики.
Как отмечала Татьяна Шутова, основатель сети 4Hands:
"Если бы открыто заявили, для чего это делается, можно было бы хотя бы обсудить. А так кроме умысла следить — других причин я не вижу".
Именно тогда прозвучала ключевая формулировка: "эта мера больше похожа на бизнес-проект, чем на санитарную".

Акция протеста работниц бьюти-сферы. Выкса, май 2020 года
В 2024 году стало известно: правительство Нижегородской области обязано выплатить "Ростелекому" 11,8 млн рублей за услуги по видеоаналитике, оказанные в пандемию. Несмотря на то, что санитарные требования уже не были актуальны, система продолжала работать, а суд признал факт оказания услуг — и обязал оплатить их из бюджета.
Юристы администрации попытались оспорить это решение, но кассация так и не была назначена. Итог: бизнес понёс затраты, граждане заплатили дважды — как предприниматели и как налогоплательщики, а подрядчик получил прибыль.
Сегодня, спустя всего пять лет, в регионе разворачивается схожая история:
— внезапные и масштабные отключения мобильного интернета;
— отсутствие официальных постановлений, сроков и уведомлений;
— продвижение инфраструктуры Wi-Fi, видеонаблюдения и цифровых узлов связи под контролем государства;
— усиление роли Ростелекома как основного провайдера и поставщика оборудования;
— создание ещё большей зависимости от "Карты жителя" и других централизованных платформ.

Массовые сбои в мобильной передаче данных уже вынуждают граждан искать подключение через Wi-Fi — в школах, МФЦ, кафе — где анонимность и независимость ещё больше ограничены. Это вызывает резонный вопрос: действительно ли отключения вызваны исключительно защитой от дронов, или речь идёт о стратегическом цифровом переделе?
Согласно действующему законодательству, ограничения связи возможны только на основании федерального закона или постановлений спецслужб, сопровождающихся официальными уведомлениями. Ст. 55 Конституции РФ и ст. 10 закона "О связи" запрещают произвольные ограничения прав и доступа к связи.
Если решения принимались устно или кулуарно, это может свидетельствовать о превышении полномочий или нарушении принципов конкуренции и равного доступа к госуслугам.
Граждане имеют полное право задавать неудобные, но необходимые вопросы:
— Почему мобильная связь отключается без правовых оснований и уведомлений?
— Почему вновь оказывается выгодоприобретателем один и тот же оператор — "Ростелеком"?
— Почему общественные решения принимаются на основе мнений "троих представителей отрасли", как это было в 2020 году, а не через общественные обсуждения?
— Почему налогоплательщики оплачивают проекты, не получив даже гарантии безопасности или прозрачности?
Сейчас мы наблюдаем не просто технический сбой, а, возможно, формирование цифровой монополии, прикрываемой риторикой о безопасности. И если общество продолжит молчать, то завтра право на связь, передвижение и даже экономическую активность окажется под контролем одной кнопки — и в одном центре.
Молчание в цифровую эпоху — самый удобный режим для тех, кто хочет управлять незаметно.
Павел Рябинин
Заглавное фото - nversia.ru