08 декабря 2019, 16:59 Воскресенье
Нижний Новгород, +3

Репортажи

Крест-накрест

20:39, 15 мая 2019

Публичные слушания по строительству храма в сквере на улице Прыгунова можно назвать торжеством глухоты. Говорили все громко, но слышать друг друга — не слышали. Ни жители, ни представители церкви, ни сотрудники администрации Автозаводского района. В этом, наверное, главная наша проблема: мы не умеем договариваться. Надежды на закон, который бы мудро рассудил спор, тоже нет. С недавних пор в зелёных зонах можно строить капитальные объекты, а можно и не строить. Вот и получается, что на место права постепенно приходит сила: сила духа, сила денег, сила голоса.

По теме

Актовый зал школы №37 имеет две сцены — одна напротив другой. Есть что-то в этом символичное, по-мельпоменовски захватывающее: противостояние, драматизм и, конечно, актерство. Но за полчаса до начала публичных слушаний здесь тихо. В зале человек 40, в основном, пожилые женщины в платочках. Некоторые из них изредка крестятся, кто-то вполголоса говорит о конце света: «на церковь гонения начались, значит, жди пришествия Антихриста».


Очередь на регистрацию вытянулась метров на 15-20

У входа стоит стол, где ведется регистрация участников. Достаю из широких штанин паспорт и улыбаюсь строгой комиссии из трёх дам. Одна из них внимательно изучает мою автозаводскую прописку и аккуратно вписывает данные в бюллетень. Вот умеют же в нашей стране по любому случаю создавать ареопаги и прочие «тройки НКВД». Откуда такая страсть?!

А что у вас там в кармане лежит? — интересуется женщина, стоящая рядом в очередь на регистрацию.

Ничего, это просто шаровары такие, — почему-то оправдываюсь я.

Ага, знаем мы эти шаровары! Вон, до вас женщина десять паспортов принесла — хотела все их зарегистрировать, — в отчаянии заголосила она. — У вас разнарядка там в Карповке что ли, чтобы побольше верующих нагнать? Даже бухгалтера из епархии приписали!
— Успокойтесь, женщина, я не из Карповки и не из епархии, я из СМИ.

Градус напряжения чувствуется и среди тех, кто уже прошел регистрацию. В ожидании начала слушаний на скамейке спорят две пенсионерки. Одна из них называет себя верующей, вторая… тоже. Разница лишь в месте проживания. Первая приехала на слушания из Канавинского района, а вот её оппонентка — местная, с улицы Прыгунова.

Вы же против Церкви идёте, — увещевала женщина женщину. — Грех-то какой на себя берете! Чем вам эта часовенка помешает? Что же вы против «разливочной» не выступаете?! А торговый центр тут посреди зеленой зоны воткнули — это вам, выходит, нравится?

Не нравится, очень не нравится. Но нас никто не спрашивает, хотим мы тут 150-й по счету магазин или не хотим, а с «разливайкой» мы давно воюем — не место ей в сквере, - протестует вторая дама, переходя на фальцет. —  Сейчас нам между домами поставят еще и церковь. Как жить, когда к ней поедут "Мерседесы", кольцом встанут нищие, гробы понесут, колокола бить начнут?! Я не хочу жить в этом ужасе. Если вы хотите — стройте у себя под окнами храм в Канавине. И вообще — что вы сюда пришли? Это наше дело — автозаводское.

Женщины еще больше повышают голос, выясняя, кто из них истинно верующая, а кто нет. «Ты, наверное, и пост-то не соблюдаешь», «да разве можно быть православной с таким злым лицом», «да я побольше чем ты верующая, я каждый год к отцу Владимиру в Дивеево езжу». Использовав все козыри, но так и не выяснив, кто из них подлинная христианка, спорщицы расселись по разным местам. В общем, разминка перед общественной дискуссией удалась.


...а начиналось всё чинно и благородно

Зал к этому моменту уже был забит, организаторы спешно расставляли дополнительные лавки, и женщина из президиума, чьё имя утонуло в гуле взбудораженной аудитории, объявила публичные слушания открытыми.

Больше голоса модератора присутствующие почти не слышали: его окончательно заглушили споры: нужен ли храм на улице Прыгунова или нет? Напрасно она потом прорывалась сквозь ор и призывала к порядку, требовала очередности и даже грозила полицией, наряд которой присутствовал в зале. Люди, не обращая внимания на регламент, пытались завладеть микрофоном и доказать свою правоту. На «лобном месте» возникла потасовка, а те, кто не сумел добыть микрофон, пытались взять слушания криком.


На "лобном месте" -  толпа из желающих выступить

— Конечно, храм нужен, — отчаянно кричала женщина с четвертого ряда. — Растет поколение безбожников, одни наркоманы и пьяницы! А сквера и не было тут никогда — только собачьи тропы.
— Я не против храма, но только не у себя под окнами. У нас очередь на качели! Маленьким деткам негде гулять! Мы же голосовали за благоустройство — надо озеленять, — перебивала её другая дама. —
Посмотрите, сколько людей выступает за сохранение сквера. А храмов на Автозаводе хватает — в районе их 14!

Тут половина зала взревела возгласами поддержки. Остальные осуждающе закачали головами, кто-то перекрестился. Послышались крики:  «Там же воскресная школа будет — для наших же детей», «Пятая колонна!».

— Давайте искать компромисс, мы же не против религии, мы против конкретного выбора площадки под строительство, — продолжала защитница сквера. — Вот у меня вопрос к батюшке: разве можно строить храм, если столько людей против?!

Настоятель Спасо-Преображенской церкви (та, что в Карповке), протоиерей Михаил Сторонкин дважды утвердительно сказал, что можно:

- Конечно, да, потому что вон сколько людей «за»!


Аплодисменты в поддержку строительства храма


И тут зааплодировала вторая половина зала. Особенно активной была группа молодых людей в красных футболках с надписью «Сорок сороков». Накачанные парни активно поддерживали сторонников храма и нервничали, если защитники сквера брали в дискуссии верх. Кто-то высказал предположение, что это переодетые казаки, поддерживающие порядок на добровольных началах, звучали и подозрения, будто это военизированная организация, которая сильна не столько аргументами, сколько накаченными бицепсами.


Николай Пугин и "сорок сороковников"

До физического столкновения, слава Богу, не дошло, так как микрофон и, соответственно, голос снова вернулись к модератору. Ведущая слушаний неожиданно заявила, что в повестке нет такой темы – строить храм или не строить. Мол, собрались чисто по техническому вопросу: обсудить изменение зоны рекреации (ТР-3с) на зону культовых объектов (Тосп-к).

«Для чего тогда вы нас позвали, если вопрос со строительством храма уже решен?», – возмутилась «зеленая» половина зала, и снова воцарилась анархия. Одни начали требовать вернуть камень в память погибшим милиционерам — как это было до того, как решили строить церковь, другие призывали не слушать «еретиков» и внимательно посмотреть на макет будущей стройки. Дескать, там найдется место и благоустройству, и тому самому камню, и даже скульптуре плачущего ангела.


Церковь, благоустройство и ангел

Собравшиеся ждали выступления главы Автозаводского района Александра Нагина, который должен был придать этой глухой дискуссии хоть немного конструктива, но выход чиновника к микрофону лишь разнообразил сумбур. Сначала он посетовал, что сквер на Прыгунова достаточно заброшенный и недостаточно зеленый, потом рассказал о солдатах Великой Отечественной, которые якобы шли на фашиста со знамёнами «С нами Бог», а затем запутался и под окрики возмущенных жителей вдруг пошел на попятную, пообещав, что администрация прислушается к мнению автозаводцев. Только вот каких именно — тех, что за строительство церкви в сквере, или тех, что против?


Александр Нагин запутался в знамёнах

«Правильно, храм надо строить в другом месте», зашумели одни. «Прислушайтесь к нам, обязательно прислушайтесь, храму быть!»,вторили им другие.

В толпе громкогласных нижегородцев вижу молчаливую женщину. На фоне массовой склоки она выглядит несколько  вызывающе.     

— Я просто в шоке от всего этого. Храм построят на ругани, так нельзя.

Выходит, вы за строительство?

За строительство, да. Тут красивая перспектива — со стороны Лескова. Весь сквер — как дорога к храму. Но не такой ценой строить надо. Вера должна объединять, а не разъединять. Может, сдвинуть храм к дороге, или перенести в другое место? Жители, вон, говорят, что это бы их устроило. Стыдно и обидно за людей, откуда столько непримиримости?! Кто-то должен быть мудрее и добрее.

В поисках  добродетелей «Репортёр-НН» обратился в нижегородскую епархию, но от комментариев по этому вопросу там вежливо отказались. На предложение автозаводцев поискать альтернативную площадку, источник, попросивший не называть его должность, ответил, что «такого варианта пока нет».

— Вы видите, что творится в Екатеринбурге? Вам не кажется странным это, спланированным, что ли? Но даже там, где на протест вышли тысячи человек, на поводу толпы никто не пошел. Потому что это же провокация, зачем этому поддаваться?! Храм никому не помешает.  Здесь речь  не только про культовый объект, но и про благоустройство, — заверил сотрудник епархиального управления. — Это будет наша обязанность, а не города.

Директор городского департамента благоустройства Роман Ухабин, к которому мы обратились за разъяснениями, подчеркнул, что никаких противоречий тут нет. По его словам, главное — приведение территории в порядок, а вот чьими силами — вопрос второстепенный. Он напомнил, что в 2018 году коммунальные перемены пришли  в зеленую зону, находящуюся в границах улицы Лескова и сквера Памяти погибших милиционеров. 


— А в  этом году мы реализуем второй этап программы «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС) – от улицы Лескова до улицы Смирнова. Сумма работ составит 26 миллионов рублей. А вот сам «милицейский сквер» мы, возможно, благоустроим в следующем году. Но в связи с тем, что этот участок (площадью 120 квадратных метров) оформляется под часовню, то, наверное, придется пересмотреть планы программы. При таком развитии событий, скорее всего, обустройством зеленой зоны займется епархия. Сейчас она проходит процедуру согласований, публичные слушания — одни из них.

Непонятно тогда, зачем мэрия дважды выносила на голосование прыгуновские скверы? В том числе и сквер Памяти погибших милиционеров. Ведь 21 тысяча автозаводцев проголосовала за благоустройство этих объектов в рамках ФКГС — абсолютное большинство. А сейчас  им говорят: тут будет церковь. Нестыковочка...
— Тогда не было информации, не было заявок. На неофициальном уровне звучали намерения епархии оформить участок под строительство часовни. Это был 2018 год — окончательного решения не было. Но мы понимаем, что это кусок земли небольшой, и смысл-то не поменяется. Обещали благоустройство — оно и будет. Только на внебюджетные средства. А деньги, которые планировалось ранее потратить на этот сквер, можно направить на другие зеленые зоны. Их у нас в городе предостаточно. Тут жители сами решают — что они хотят, как это будет. Мы никого не обманывали и обманывать не собираемся.   

Возникнут ли такие горячие точки в будущем — вопрос наивный. С большой долей вероятности, зелень деревьев бросит тень на золото куполов, так как в планах епархии есть новые проекты по строительству храмов. А учитывая, что парков и скверов у нас вымирающий минимум, есть риск очередного градостроительного конфликта.


Как сделать так, чтобы и парки были целы, и в епархии сыты?

Выйти из клинча можно было бы с помощью отмены изменений в региональный закон, разрешающих застройку рекреационных зон. Но председатель комитета нижегородского ОЗС по экологии и природопользованию Владислав Атмахов такую возможность отмёл.

— Я против каких-либо запретов. Если большинство жителей просит построить храм — надо строить, если против — нужно искать альтернативную площадку. Это должна делать администрация города.
Но как понять, где оно — большинство это? Если делить на два лагеря жителей города, можно только обострить конфликт. Опыт Екатеринбурга это доказывает.
Не надо никого делить. Это самое опасное – лезть в религиозные или антирелигиозные отношения. Я не лезу и вам не советую. Закон отменять не надо. Он дает возможность – можно строить храм, а можно и не строить. Мне кажется, проблема надуманна. Надо всё делать созвучно мнению жителей.  

Но созвучия пока не получается, наоборот — сплошная какофония и глухота на оба уха. В первую очередь – у народных избранников, да и у самого народа тоже. Достаточно посмотреть, точнее, послушать, чем закончились публичные слушания по скверу на улице Прыгунова: защитники зеленой зоны пели «Интернационал», а сторонники храма — пасхальный тропарь. И ни одного (!) голоса в унисон.


Александр Седов

 

 

 

 

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Главу «Русского снабжения» подозревают в хищении более 250 млн рублей
berdieffv, 23:36, 30 ноября 2019
Руководство компании в лице генерального директора Сунозова М.А. и одного из основных учредителей...
Экспедиция в «Швейцарию»: в поисках идей и баланса
Нижегородец, 16:23, 11 ноября 2019
Часто гуляю по парку и вижу как его разрушают. Лазят по противооползневым стенам на нижних ярусах...
Полиция подтверждает, что у избитого оперативниками Игоря Крайнова найдены наркотики
Hifish, 14:57, 05 октября 2019
У коллег из Кстати ролик подлиннее. И в первой его части видно (если хорошо приглядеться), как...
Иван Прохожев: «Я сейчас готов на всё, чтобы вернуть ребенка!»
Маруся, 10:16, 03 октября 2019
Терпения Ивану и сил в борьбе за дочку
Цель: найти живыми
Док, 10:21, 25 сентября 2019
Соглашусь с мнением своего командира, С. Шухрина. Поиск - не место для соперничества и соревнования...
Что депутат может сделать за один год? - отвечают "новобранцы" гордумы Нижнего
Artem, 14:37, 19 сентября 2019
Ну давайте посмотрим, что же сможет сделать "однолетний" депутат. По одной из версий, некому...
toup