13 августа 2020, 10:48 Четверг
Нижний Новгород, +14
Последнее интервью
Лебединая песня… с продолжением! Лебединая песня… с продолжением!
10:49, 08 августа 2020

Репортажи

«Битва за планку», или Как машинисты электропоездов соревновались за звание лучшего

23:48, 21 ноября 2019

Про железную дорогу мы знаем в основном то, что там поезда, проводники и машинисты. В общем-то, обычному пассажиру и знать то больше ничего не нужно, потому что перечисленные профессии – это лицо дорог и их безопаснось. Насколько это лицо повернуто к нам, обычно видно сразу на любом из маршрутов. А вот безопасность – сфера менее открытая. Исследовать её отчасти удалось на соревнованиях машинистов электропоездов, приехавших в Нижний Новгород со всей страны.

По теме

В чём могут соревноваться машинисты электричек так, чтобы конкурс был меньше похож на профанацию, и больше отражал реальные проблемы, встречающиеся в жизни? Как выяснилось, большинство конкурсных заданий, хоть и малопонятны, но вполне близки пассажирам. Электричка проходит разные станции, платформы где-то длиннее, где то короче, высокие и низкие – и именно от профессионализма машиниста зависит, где он остановит состав, чтобы выйти и войти можно было безопасно и удобно. Тоже, казалось бы, казённые фразы из инструкции, однако за ними то, что словами рассказать сложно и о чём конкурсанты, лучшие машинисты электропоездов со всех дорог, бойко дискутируют в ожидании своей очереди. Как чувствовать тормоза? Как ощущать габариты кабины? Как быстрее и точнее остановиться? Вспоминают смешные случаи, нервно смеются, а сами ждут результатов очередного конкурсанта.

«Доезд до планки» только выглядит простым. Нужно отъехать для разгона, набрать скорость около 15 км в час и определив на глаз расстояние, начать тормозить так, чтобы автосцепка головного вагона оказалась как можно ближе к планке. И это притом, что, когда подъезжаешь близко – планку из окна кабины уже не видно.


Машинист рельсового автобуса из Подмосковья  Александр Гончаров на таком конкурсе впервые, но особенно не волнуется:

– Настроение бодрое, ребята с других дорог боевые, интересно и весело сегодня! Конкуренция конечно есть, но такая… рабочая, товарищеская. Если кто-то не справляется – переживаем все вместе.


Александр Гончаров

Чтобы подзадорить ребят, один из инструкторов показывает на телефоне утренний, уже нашумевший случай, когда начальник моторвагонного депо Горький-Московский, Олег Бадан, проверяя конкурсные объекты, решил сам попробовать доехать до планки, и остановил электричку практически вплотную, буквально за несколько сантиметров.

– Попробуем так же, – неуверенно говорит один из машинистов. – Он с первого раза так остановился?

Но остановки идут с переменным успехом. Кто-то перестраховывается, не доезжая несколько метров, кто-то сшибает планку. Всё как в спорте, только в случае ошибки на кону не медаль в соревнованиях, а уверенность машиниста в собственных силах. А в перспективе это ещё один фактор безопасности пассажиров.

Рядом в рельсовом автобусе Ра-2 другая команда машинистов ищет неисправности и общается жюри. В кабине «Рашки», как называют её железнодорожники, тесно. Судьи, журналисты, операторы и конкурсант, ищет поломку под приборной панелью.

Дмитрий Сосновский, начальник Лихоборского подразделения Московского учебного центра профессиональной квалификации:

Задание у конкурсантов  чёткое: найти все неисправности в рельсовом автобусе. Чем быстрее, тем лучше. Максимум 10 минут на всё. Ну, и часть скрытых заданий мы конкурсантам озвучиваем по ходу. Например, продемонстрировать клиентоориентированность. Ведь у него пассажиры в вагоне, они волнуются, когда неисправность какая-то обнаружилась, и он должен бесконфликтно с ними пообщаться, успокоить, объяснить. Это тоже часть задания. И да, все неисправности и задания – из жизни, всё это происходит иногда и к этому нужно быть готовым.


Дмитрий Сосновский (в центре) среди членов комиссии

Евгений Копытов, машинист электропоезда с Южноуральской железной дороги, задание с планкой уже выполнил, условные  неисправности нашёл и  спокойно объясняет журналистам, как он понимает тонкость и сложность работы машиниста:

– Внимательность – самое главное. Если начинаешь вспоминать, что нужно делать, чтобы безопасно водить электропоезд, то это долго перечислять, много там всего. Но мы про пассажиров помним всегда. Едешь – и всё время помнишь, что за спиной у тебя люди. Если бояться будешь – никакой безопасности не будет, поэтому мы не боимся, не положено нам.


Евгений Копытов

Лучшим машинистом электропоезда стал в итоге Сергей Сейнов, Приволжская дирекции моторвагонного подвижного состава, в общекомандном зачёте победили машинисты  Северной железной дороги, они же и увезли с собой право проводить следующий конкурс у себя.


Конкурсантам всё нужно делать быстро. И неисправность найти, и устранить её, и прибежать обратно в кабину.

Приглашая журналистов на конкурс машинистов электричек, компания РЖД пытается поднять престиж своих рабочих профессий «во внешней среде», об этом открыто говорится. Возможно, продемонстрированное мастерство конкурсантов и в самом деле привлечёт на железную дорогу энтузиастов и вернёт профессии былую славу и популярность.

Здесь важно понимать, чем именно стоит этот престиж поднимать. Высокий класс и профессиональные качества машинистов российских железных дорог сомнения не вызывают, однако это давно не самая высокооплачиваемая и престижная профессия на железных дорогах, как было когда-то. Но по-прежнему одна из самых ответственных с точки зрения безопасности. Садясь в поезд, помните, кто вас везёт. Это не вагоны и колеса, а люди. Такие же, как мы с вами.


Роман Голотвин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
И еще раз о мусоре...
kolobok, 01:14, 09 августа 2020
Интересно знать, если прилегающая муниципальная площадка накопления ТКО постоянно переполняется...
«Вы не в пустыне находитесь!» Женщине с гипертоническим кризом отказались помогать в службе 112
Обычный нижегородец, 00:25, 19 июля 2020
Так она бы и рада назвать координаты, но ее перебивают - нет, говорят, у нас такой возможности...
«Вы не в пустыне находитесь!» Женщине с гипертоническим кризом отказались помогать в службе 112
Svet, 18:53, 10 июля 2020
Вот слушаю разговор и не пойму в чем ей отказали? Куда должны были отправить скорую если не было...
Вещь в себе. Дорогая вещь!
Coach, 15:55, 06 июля 2020
Ну где то же должен был проколоться губернатор. Почему бы не на этой программе? И зная поверхностно...
Проблема глаза режет – но, видимо, не всем!
Юрий Липовецкий, 21:14, 21 июня 2020
А может дело не в канализации,а в том,что десятки ассенизаторских машин льют дерьмо по посадкам...
COVID-сводка за сутки: блокировка транспортных карт, разорение ИП и +150 зараженных
Nadia, 07:11, 01 мая 2020
Недальновидность в самом начале пандемии. Где были призывы к жителям отказаться от поездок на...
toup