13 ноября 2019, 12:16 Среда
Нижний Новгород, +3

Интервью

Кустурица – великий и ужасный

20:43, 16 апреля 2019

Режиссёр и музыкант приехал в Нижний Новгород с концертом своей группы The No Smoking Orchestra, с которой выступает уже 20 лет. Впервые он представит зрителям совсем новую программу, хотя пообещал сыграть и старые хиты. В Нижнем Новгороде Эмир Кустурица не впервые, но всё так же восхищён великой рекой, памятниками архитектуры.  В числе официальных встреч Кустурицы с утра была и встреча с нижегородским губернатором Глебом Никитиным, на которой последний попросил всемирно известного режиссёра быть культурным послом 800-летия Нижнего Новгорода. Такой титул – не единственная официальная роль режиссёра. Он является советником и близким другом президента Сербской республики. Впрочем, улыбаясь журналистам, маэстро отвечал на самые разные вопросы, иногда и не очень творческие и совсем не касающиеся грядущего концерта или киносъёмок.

По теме

О культуре, роли культурного посла и России

Это очень хорошая идея. Я никогда не был послом, это первый раз в жизни мне предложили такое. Ну, и это хорошо, потому что мне предложили стать культурным послом. Если бы я был дипломатическим послом, это было бы наверное нехорошо, мой темперамент не для такой работы. А культурным послом я буду счастлив поработать. Послом европейского города, которому исполняется 800 лет. Это почти как Нотр-Дам. Русская история, насколько я знаю, всегда была …(подбирает слова – прим.  РНН) параллельна культуре… Россия – культурная страна. Я и мои друзья в Белграде всегда считали, что если бог есть, то он в культуре. Это может быть нелегко доказать кому-то, но совершенно точно  история России в культуре. И если я буду культурным послом – это будет очень хорошо.

О том, какой он режиссёр и насколько строг с актёрами

Я Чингиз-хан, когда я режиссёр. Это вам подтвердят и известные актёры, с которыми я работал. Моника Беллуччи в одном из интервью писала: «Как работать с Кустурицей? Надо слушаться его. Больше никак.». Конечно я ужасный деспот, но я деспотичен и к себе тоже. Человек, который работает над фильмом, не должен быть демократичным. Кино – это не демократия. Где угодно демократия может быть, но только не в кино. Кино – это как война. Режиссёр – командир, а актёры – солдаты. Только командир видит процентов на восемьдесят,  что получится в конце. Сейчас конечно кино снимается по-разному, но я снимаю именно так.  

О цензуре и творчестве

Цензура всегда была нужна. Она всегда помогала найти нужное выражение, нужный способ, чтобы обойти границы, которые она навязывала. Однако не везде. Вот в Китае кино вообще подчинено министеству пропаганды. Я не знаю, насколько эффективно там работает цензура, и не знаю, как сейчас там снимают. В Европе, в Америке снимают сейчас много фильмов. Много фильмов вообще, но хороших мало. Может потому, что цензуры нет.

Об авторских правах и использовании своей музыки

Авторские права не очень меня беспокоят. С современным интернетом всё стало доступно, интернет – новая страница истории, раньше такого не было. Посмотрим, чем он нам обернётся.  Но пока западной музыки сейчас очень много. Её много экспортируют, насаждают, чтобы было меньше оригинальной национальной музыки, и всюду была только импортная. Это такая, знаете, мягкая сила, которая в отличии от политики и вооружённых сил, легко вторгается на наши территории. Это очень важно понимать. И очень важно сохранять национальную идентификацию, и в музыке в том числе. Так что если кто-то использует где-то мою музыку, мне совсем не жалко. Очень хорошо, если моей музыки будет больше не только на родине, но и в вашей стране.

О том, чтобы снять кино в Нижнем Новгороде

Когда я приезжаю в разные города, мне всегда говорят – почему бы тебе не снять кино у нас? Но это сложно. Это вообще иллюзия, что приехать и снять где-то кино просто и легко. Нужны деньги. Это же не художник, который сам рисует. Или музыкант, который сам играет. Кино – это коллективная работа, много людей, сложный процесс, а другая страна – это другие сложности. У меня написаны 3-4 сценария, один из которых можно снять и здесь у вас, но я пока не знаю, возможно ли это. Увидим.

О российских режиссёрах и о том что нравится

В России есть режиссёры, которые мне нравятся, но советские мне ближе. Киностудия Довженко, старые фильмы. Конечно, есть и новое поколение режиссёров, есть мой друг Михалков, есть Звягинцев, очень хороший режиссёр. Балабанов был настоящим поэтом в кино. Но моя школа – это советские режиссёры. Они знали, как снять так, чтобы выразить чувства. Как количество перевести в качество, если это можно применить к кино. Они были профессионалы и знали, как сделать, чтобы кино можно было почувствовать.

О малых городах и о культуре, которая в большие города приходит из малых

Сейчас не очень важно где человек находится, где он родился. Гораздо важнее, что он видит и какие у него идеи. Всегда самые талантливые и деятельные люди приезжали в большие города из городов малых. А сейчас коммуникации ускорились и упростились,  и расстояния не очень важны. Взять вашего Захара Прилепина. Это один известнейших писателей сегодня, насколько я знаю. Его роман «Обитель» известен и обсуждаем. И таких примеров много. Так что в маленьком городе всегда появляются великие таланты, так было и так будет.

О коллективизме и индивидуализме

В России была трагедия в конце 20 столетия, когда один строй резко сменился другим. Многие сейчас думают, что либеральный капитализм – это лучшая форма социального устройства, но я думаю, это неправда. Это католическая, ватиканская идея. То, что они сделали в западной Европе – это ещё не значит, что это хорошо. Взять хорошее у них, конечно, можно. У вас одна из самых сильных культур, «пятый Рим». Многие сегодня думают, что «солнце» приходит с запада, но мы то помним, что восходит оно на востоке. Западный индивидуализм транслирует идею, что человек человеку волк. У нас этого не было и не будет. Христианская культура подразумевает коллективную поддержку, это коллективная культура, соединяющая.

О соотношении музыки, кино и других вещей в жизни Эмира Кустурицы

Я ещё и архитектор! (смеётся) Да-да, на родине с друзьями строю дома иногда. Но на самом деле и кино, и музыка,  и писательство и даже строительство, все эти активности очень связаны. Когда я пишу роман, когда я снимаю кино, когда играю в группе, я и работаю и творю.  Ещё Феллини сказал, что кино и музыка – это брат и сестра. Кино выделяется разве что тем, что оно страшно энергозатратный процесс. Очень сложно делать кино. Это люди, это много энергии, это сложно контролировать и держать перед глазами. Писать можно одному, музыку играть тоже, строить можно одному, но кино соединяет всё это вместе.


Роман Голотвин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Экспедиция в «Швейцарию»: в поисках идей и баланса
Нижегородец, 16:23, 11 ноября 2019
Часто гуляю по парку и вижу как его разрушают. Лазят по противооползневым стенам на нижних ярусах...
Полиция подтверждает, что у избитого оперативниками Игоря Крайнова найдены наркотики
Hifish, 14:57, 05 октября 2019
У коллег из Кстати ролик подлиннее. И в первой его части видно (если хорошо приглядеться), как...
Иван Прохожев: «Я сейчас готов на всё, чтобы вернуть ребенка!»
Маруся, 10:16, 03 октября 2019
Терпения Ивану и сил в борьбе за дочку
Цель: найти живыми
Док, 10:21, 25 сентября 2019
Соглашусь с мнением своего командира, С. Шухрина. Поиск - не место для соперничества и соревнования...
Что депутат может сделать за один год? - отвечают "новобранцы" гордумы Нижнего
Artem, 14:37, 19 сентября 2019
Ну давайте посмотрим, что же сможет сделать "однолетний" депутат. По одной из версий, некому...
НМЖК: запах есть – превышений нет!
ssuloev, 21:38, 13 сентября 2019
не последний. воняет!
toup