20 июня 2018, 23:53 Среда
Нижний Новгород, +15
Блоги

В созвездии нижегородского "Возничего"

15:31, 06 января 2018

Если представить Нижний Новгород в виде трамвая, то это будет старый списанный вагон, от безысходности замаскированный под раритет. Вот уже более полугода под крики «караул» он катится без вагоновожатого. С кондукторами - другая история. Их в нашем «трамвае» очень много, и все со стахановским усердием собирают выручку. Но это если иносказательно и в общем. А если в частности — про пассажирские перевозки? Без малого 13 лет нижегородцев единолично «обилечивает» председатель думской комиссии по транспорту Алексей Гойхман, убеждая, что берет с них ещё по-божески. Ну а тем, кто жалуется на неудобства в автобусах, маршрутках и метро, он неизменно предлагает потерпеть: типа, не доехали мы ещё. И так с 2005 года…

По теме

Чёртова дюжина — символичная дата для подведения итогов транспортной политики муниципалитета. Почему указываю всего одного ответственного в лице Алексея Гойхмана, спросите вы? А я отвечу: потому что других-то нет. В бытность своего председательства Алексей Липович «пережил» 5 директоров дептранса, неизменно повторяя, что «наша комиссия -  рулевой». А раз так, «крепче за баранку держись, шофёр».

Начнем с голых фактов. Нижний Новгород на сегодня является городом с самой высокой стоимостью проезда в Приволжском Федеральном округе. Не укладывается наша транспортная экономика ни в расчеты соседних мегаполисов, ни в калькуляцию средних и малых городов. Смотрите сами, в Казани и Самаре стоимость проезда составляет 25 рублей. В Уфе - тоже 25 рублей. Но это только на автобусе, поездка на электротранспорте там обойдется на 5 рублей дешевле. В Кирове билетик стоит 22 рубля, в Ижевске и Перми — 20, в Йошкар-Оле и Чебоксарах — 18, в Пензе и Оренбурге автобусный трансфер стоит 17 рублей, причем оренбургский троллейбус прокатит вас всего за 13 рублей.

Заметьте, это наши ближайшие соседи, живущие в тех же экономических реалиях, что и мы, но по более «человечным» тарифам. Есть и другой показатель, поднимающий от удивления брови пассажиров: бюджет Нижнего Новгорода, который дотирует пассажирские перевозки, официально является самым «богатым» в Приволжском федеральном округе. А финансовая смета, например, Йошкар-Олы — одна из самых скудных. Почему же тогда у марийцев такая низкая стоимость проезда в общественном транспорте, раз их казна беднее бедного? И отчего самый богатый в ПФО нижегородский бюджет не в силах нивелировать дороговизну услуг муниципальных перевозчиков?

Давайте не будем никого обвинять, а попытаемся найти объективные причины такого перекоса. Возможно, высокая стоимость проезда — это плата за комфорт и безопасность нижегородского пассажира. Не может же качественная услуга стоить дешево. Тем более в 2017 году было заявлено о приобретении 200 новых автобусов и 23 вагонов метро. Однако кардинальных перемен нижегородцы так и не увидели. Сам дептранс признал, что интервал движения на ряде маршрутов в среднем превышает 30 минут, а на некоторых направлениях и вовсе приближается к часу. Нерасторопна и нижегородская подземка, где «скоростной режим» размерен, словно сон в послеобеденное время. Не секрет, что "разрыв" между поездами составляет 10 минут, а по вечерам и в праздничные дни — все 20 минут.

Ну и наконец, взгляд со стороны на нижегородский транспорт. В ноябре федеральный портал Domofond.ru составил рейтинг российских городов, исходя из качества пассажирских перевозок. Нижний Новгород занял 72-е место из 100 возможных. И это уровень пятого города РФ?!

Согласен, что этот замер не обладает исключительной объективностью: он составлен по итогам опроса рядовых жителей, а не транспортных экспертов. В любом случае, даже если респонденты и ошиблись, то не на 70 пунктов сразу. «Заказной» характер этого исследования однозначно исключается: не для того опрашивали тысячи пассажиров в сотне городов нашей большой страны, чтобы «опорочить» честь Нижнего Новгорода...

Вот и получается, что качество транспортного обслуживания в приволжской столице — одно из самых низких, а его стоимость — одна из самых высоких.

Но и это не повод обвинять Алексея Гойхмана в том, что за последние 13 лет вверенная ему отрасль так сильно деградировала. Ну разве виноват нижегородский «Возничий», что суммарный долг муниципальных перевозчиков достиг полутора миллиардов рублей? Что топливо для автобусов оптом закупается дороже, чем в розницу? Что износ подвижного состава электротранспорта приближается к 90%? Что с 2005 года мегаполис лишился почти четверти трамвайных и троллейбусных линий? Оно само, вероятно, так получилось. Доходит до смешного и одновременно трагического: Нижний Новгород готов от безысходности взять 22 трамвайных вагона, которые Москва бесплатно отдает по причине закупке современных европейских «гусениц». Да вот беда: у администрации нет денег даже на их самовывоз.

Хоть своим ходом их пускай в межпиковое между «Ласточками» время. Да что там вагоны?! В декабре поставщик электроэнергии в очередной раз грозился обесточить за долги нижегородский электротранспорт. Еле выкрутились — пришлось стучаться костлявой рукой в дверь и.о главы администрации Казачковой: «помогите голодающим Поволжья».

Оптимисты, конечно же, вспомнят станцию метро «Стрелка» и скажут: не всё так плохо. Вот введут её в строй — и заживём! Но давайте скажем прямо, что львиная доля расходов на эту ветку лежит на плечах федералов, которые были вынуждены согласиться на вариант местной локации «стадион+метро». А город теперь будет расхлебывать чьё-то острое желание подвести подземку к футбольной арене, а футбольную арену — к большому микрорайону с торговым центров в придачу. Интересы и потребности пассажиров? Нет, не слышали. Им от «Стрелки»  до «Мещерского озера» еще ехать надо.

Обратите внимание на расчеты, которые в декабре представил директор метрополитена Олег Яушев. По его словам, после ввода «Стрелки» в эксплуатацию, себестоимость поездки в метро вырастет с 45 до 51 рубля. То есть, пассажиропоток будет настолько низким, что нагрузку на бюджет придется наращивать, а не сокращать, как нам обещали прежде.

Теперь давайте посмотрим, а как тратятся деньги налогоплательщиков? Доходят ли они до общественного транспорта, на котором эти самые налогоплательщики ездят?

И вот здесь самое интересное, потому что не доходят. В 2016 году (данные за 2017-й еще пока не готовы) на компенсацию выпадающих доходов из регионального бюджета чиновники выделили около 1,1 миллиарда рублей. Почти 900 миллионов из них получила… частная компания «Русская тройка», перевозящая нижегородцев преимущественно на пазиках. А вот муниципальные гиганты МП «Нижегородпассажиравтотранс», МП «Нижегородэлектротранс», МП «Нижегородское метро» со всей своей громадной инфраструктурой и социальной ответственностью поделили оставшиеся 200 миллионов. «Репортер-НН» задал вопрос экс-министру транспорта Александру Герасименко, который перешел теперь работать в администрацию города, насколько справедливо такое распределение бюджетных средств? Но ответа так и не получил. Избегает говорить на эту тему и председатель думской комиссии по транспорту Алексей Гойхман. К примеру, в прошлом году он сказал, что «не в курсе ситуации». Ну откуда же знать председателю профильной комиссии, как финансируется подведомственная сфера?!

Подлатавшись на продаже единых социальных проездных билетов и лишив муниципальных перевозчиков сотен миллионов рублей, «Русская тройка» и аффилированные с ней компании активно осваивают нижегородские просторы. На сегодняшний день транспортная империя обслуживает 38 направлений, 12 из которых она получила в минувшем году. Удивляет даже не та легкость, с которой новый фаворит кремля выигрывает конкурсы и получает бюджетные «подарки». Поражает, почему надзорные органы так спокойно смотрят на рождение нового «Ковалева», которого раньше упрекали в стремлении подмять под себя весь транспортный бизнес? А ещё  шокирует наш герой Алексей Гойхман, который  в непонятном статусе возглавляет совещания в «Русской тройке».  Лично у меня всего один вопрос: почему там не присутствует  зам сити-менеджера Александр Герасименко, который раньше в ранге главы минтраса распределял бюджетные компенсации и щедро одаривал "Русскую тройку"? Что за прогулы?!

В конце минувшего года власти обмолвились, что 18 муниципальных маршрутов, возможно, будут переданы частникам. Можно даже не гадать, каким именно частникам и какие маршруты — уж всяко не убыточные. Убыточные завсегда лучше оставить казенным предприятиям, какая разница с каким «багажом» их банкротить?! Очередной передел рынка, скорее всего, будет напоминать диалог Попандопулы и Сметаны, разбирающих украденные шмотки: «Я себя не обделил?».

Ну и последняя ремарка о том, как один и тот же человек может быть удачливым бизнесменом и незадачливым депутатом. Я всё про Алексея Липовича Гойхмана. По итогам 2016 года его компания «Нижегородец» вошла в топ-100 предприятий Нижегородской области, заняв в этом рейтинге 67 место.  Рост выручки составил... 132%. Для понимания ситуации, такие гиганты как УК «Группа ГАЗ», «Нижегородский водоканал» и завод «Теплообменник» заняли лишь 70, 74 и 75 места соответственно. Вот что значит человек на своём месте! Ждём новых высот в бизнесе, тарифной политике и беспомощности надзорных органов.


Александр Седов

 

 

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
Нечистоты на Мещере
12:38, 09 апреля 2018
Ситуация в Карповке
15:13, 20 марта 2018
Последние комментарии
Как Нижний ограбили дважды
БАС, 15:38, 16 июня 2018
Да, все равно накатал обращение в СК и Прокуратуру. Пускай проверяют. Забыл еще указать, об...
Как Нижний ограбили дважды
admin, 11:55, 31 мая 2018
Прокуратура ответит, что формально закон не нарушен. Да, размыв активов, но это можно преподнести и...
Как Нижний ограбили дважды
БАС, 19:02, 29 мая 2018
Вот хотел спросить, а вы запрос в прокуратуру отправляли для разъяснения обстоятельств?
Центр Автозавода пустят по кругу
Барнуковский, 10:45, 05 мая 2018
Пролетарка №2 в центре района!Даже круче!!При первичном просмотре схемы я насчитал 10(!!!)...
Александр Глушков: тайна за 37 печатями
ЕвгенийL, 10:03, 24 апреля 2018
"Депутат ЗС НО, экс-глава района Александр Глушков и его брат — депутат Земского собрания...
Елизавета Солонченко: интервью «Либеральному клубу»
Рондо, 12:45, 21 апреля 2018
Как говорится самое главное это мелочи! После ФАКТА с электронной почтой оправдываться ей было уже...
toup